Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Заслуженная осень

Петр Поспелов о деле рук композиторов

Ведомости-Пятница / Пятница 14 ноября 2008
В Москве в разгаре фестиваль современной музыки «Московская осень». Проводит его Союз композиторов, и это самый большой из российских фестивалей, где звучат новые сочинения. Каждый день играют по пять-шесть композиторов. Хороших и средних (плохих у нас нет, каждый что-то да умеет). Модернистов и постмодернистов (традиционалистов у нас тоже нет — почему-то стесняются). Больше академических, но есть и церковные, и электронные, и всякие. Основная часть концертов проходит в Доме композиторов, но есть и почетные представления современного творчества в Большом зале Консерватории.
Больше десяти лет назад я написал статью к открытию очередного фестиваля «Московская осень» и сопроводил ее фотографией, на которой был изображен почти пустой зал. Мою публикацию руководство фестиваля повесило на стенде в Доме композиторов, сделав рядом с фотографией приписку от руки: «В антракте». Увы, фотография была сделана не в антракте — на ней было ясно видно, что двери из зала в фойе закрыты. Мне тогда хотелось показать, что фестиваль «Московская осень» не нужен. По крайней мере, в том виде, в каком он существовал. В то время как в смежных областях, особенно в изобразительном искусстве, вовсю цвела кураторская мысль, композиторы без нее как-то обходились. Композиторам вообще свойственно не думать о смысле своих сочинений. Обычно, придумав какую-нибудь нехитрую общую идейку, они успокаиваются и переходят к писанию нот. В этом занятии они чувствуют себя комфортно, а о том, что вынесет из их произведения слушатель, предпочитают не заботиться. В итоге аудиторию фестиваля составляют те немногие, кто способен оценить внутримузыкальные достоинства, если они есть. О том, чтобы стать частью общегуманитарной культуры, включиться в поле искусств, говорящих о современности, задеть широкие слои публики, современная музыка и не мечтает.
Сегодня, конечно, мне бы не пришло в голову отдавать изрядное количество газетного места малопосещаемому событию, да еще публиковать фотографию, обижающую тех, кто и так обижен вниманием. Просто тогда мне и моим коллегам казалось, что ничего важнее современной музыки нет и необходимо бить во все колокола, чтобы сделать ее другой и чтобы все это оценили.
Десять-пятнадцать лет назад у современной музыки почти не было других площадок, кроме фестиваля «Московская осень». Были только более продвинутый консерваторский «Московский форум» и подчеркнуто независимая «Альтернатива». Эти фестивали мы тоже критиковали как только могли.
Сегодня «Московская осень» почти не изменилась: та же выставка новых сочинений членов Союза за отчетный период. Она нужна тем, кому нужна. Но теперь существует выбор. Центр современной музыки при Консерватории регулярно дает интеллектуально насыщенные программы. Появился фестиваль «Территория». Открылся цикл концертов в Камерном зале Филармонии. Та же Филармония теперь затевает конкурс-фестиваль «Другое пространство». Все это не красуется на растяжках и билбордах, не освещается в «ящике», но для внимательного слушателя концертов современной музыки — ходи не хочу.
Довольно ли этого? Нет — мало, мало и тысячу раз мало! Но все равно, складывается такое впечатление, что сегодня спасение композиторов уже не дело рук устроителей, которых, как и прежде, надо уличать в косности, кумовстве и (лучший упрек) эстетической партийности, а дело рук самих композиторов. Господа! Обнаружьтесь, пожалуйста.

Задеть широкие слои публики современная музыка и не мечтает
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков