Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Крестоносцы против жен

Геннадий Рождественский исполнит комическую оперу Шуберта «Домашняя война», которую композитор при жизни так и не увидел поставленной

Ведомости-Пятница / Пятница 05 декабря 2008
Мы восторгаемся лучшими дирижерами, исполняющими хорошо знакомую нам классику, — Федосеевым, Темиркановым, Плетневым. Но не Рождественским. По одной причине: он этого давно не делает. Все его появления в России, в последнее время нечастые, запомнились исполнением сочинений редких, неслыханных. На этот раз Рождественский, полистав календарь, обнаружил, что 2008 год — это 180 лет с тех пор, как умер Шуберт.
Но никакого интереса исполнять, скажем, «Неоконченную» и Большую до-мажорную симфонию Шуберта у Рождественского нет. Два первых вечера своего цикла он посвятил Шуберту как духовному композитору, поставив в программу его мессы, дополненные столь же редкими увертюрами. А теперь очередь дошла до курьеза: прозвучит комическая опера Шуберта «Заговорщицы, или Домашняя война».
Людям свойственно ценить в себе те таланты, которых другие в них решительно не замечают. Шуберт не был исключением. Он с необыкновенной легкостью сотнями писал песни, марши, вальсы, квартеты и сонаты — их охотно играли и пели в гостиных и даже в концертах. Но Шуберт страстно хотел быть оперным композитором. Он одну за другой писал оперы, предлагал их театрам, получал отказ и принимался за следующую. Лишь спустя многие годы после его смерти, когда созрел романтизм и задним числом стало понятно, что начался он именно с Шуберта, все наследие покойного было признано стоящим внимания и его оперы стали разыскивать и понемногу исполнять.
«Заговорщицы» — одна из таких непоставленных при жизни автора опер (дождалась премьеры лишь в 1861 году, через 38 лет после написания). Это комедия, в сюжете которой узнаются контуры «Лисистраты» Аристофана. Правда, вместо воюющих афинян в опере действуют средневековые крестоносцы, отправляющиеся в поход вопреки настроению их жен. Жены в отместку готовят им встречу прохладнее обычного, хотя вопрос об отлучении от супружеского ложа в опере не затрагивается. Целомудренная адаптация таки нарвалась на цензуру, которой не понравился мотив заговора в названии, и Шуберт, надеясь спасти проект, переназвал оперу «Домашней войной».
Строго говоря, это не опера, а зингшпиль. К этому жанру относится почти вся немецкая опера до Вагнера. Отличие в том, что в зингшпиле музыкальные номера прослаиваются не поющимися речитативами, как в итальянской опере, а простыми разговорными диалогами. Немцам нравилось, когда пение чередуется с забавной болтовней, но музыкальное целое страдало даже у таких гениев, как Моцарт (его «Волшебная флейта» — зингшпиль), Бетховен («Фиделио») и Вебер («Вольный стрелок»). Что же говорить о Шуберте, ни в малейшей степени не обладавшем талантом театрального драматурга?
Оперы-зингшпили Шуберта — это набор чудесных, бесподобных, божественных мелодий, арий, песен. Для певцов они не представляют никакой сложности — если только исполнитель чувствует стиль. Для слушателя сложностей тоже не существует — если только не пытаться увидеть за номерами театральную интригу, которой нет.
Геннадий Рождественский сделал прекрасный выбор. В прежние десятилетия он вывел в люди, создал международную известность многим композиторам. С его легкой руки стал мировым классиком Альфред Шнитке. Теперь настал черед познакомить Россию с непризнанными страницами Шуберта — первого в истории композитора, не служившего при дворе, не избалованного вниманием заказчиков и антрепренеров, а писавшего, как это стало называться впоследствии, в стол.
12 декабря, Большой зал Консерватории, Б. Никитская ул., 13, тел. 629 20 60

Появления дирижера в России, в последнее время нечастые, запомнились программами, где были сочинения редкие, неслыханные
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков