Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Музыкальная реституция

Петр Поспелов о возвращении странника

Ведомости-Пятница / Пятница 12 декабря 2008
Фестиваль «Русская зима», который открывается в Москве на предстоящей неделе, — концентрация филармонического сезона. Теперь он не обходится без Валерия Гергиева, а, стало быть, «Русскую зиму» можно ставить в один ряд с Московским Пасхальным фестивалем, где Гергиев и почти один Гергиев. Ну, есть еще в Москве летний Фестиваль оркестров мира, где дирижировал, к примеру, Лорин Маазель. Но в этом году на нем дирижировал и Гергиев. Нынешний фестиваль «Русская зима» тоже повысил планку амбиций — на нем дирижируют и Гергиев, и Маазель.
Их афиши, висящие рядом, однако, не раскрывают интригу, героем которой является еще одна известная фигура — Родион Щедрин. На фестивале прозвучит его опера «Очарованный странник». Эту оперу в свое время заказал Щедрину Маазель. Однако на фестивале дирижировать ею будет Гергиев. А Маазелю достался обычный классический репертуар, в том числе Третий концерт Рахманинова и Денис Мацуев за роялем.
В этом нет никаких козней, а всего лишь объективный ход истории. Это своего рода реституция: все отечест­венное, попавшее на Запад, должно вернуться к нам.
В 90-е годы нам вернули с Запада музыку композиторов, которых в СССР исполняли со скрипом, — Шнитке, Губайдулину, Сильвестрова, Пярта. Щедрина тоже играли, но в это время он отошел на второй план — считался официозным и был неактуален. Жил в Европе, где были заказы, написал для Стокгольма оперу «Лолита», которую исполнил Мстислав Ростропович.
Лорин Маазель, говорящий на всех языках и знающий Лескова чуть ли не в оригинале, заказал Щедрину «Очарованного странника», когда руководил Нью-Йоркским филармоническим оркестром. Премьеру сыграли в Нью-Йорке в 2002 году.
В России Щедрин вернулся на первый план как раз в 2000-е. Стали даже проводить авторские фестивали. «Лолиту» поставили в Перми. Тогда и Валерий Гергиев почувствовал, что его театру необходимы какие-то современные оперы. Одно время даже существовал перекрест­ный план: петербуржец Леонид Десятников пишет «Детей Розенталя» для Москвы, а москвич Владимир Мартынов — «Новую жизнь» для Петербурга. Однако «Новая жизнь» Гергиеву по вкусу не пришлась. Товарищ Гергиева по консерватории Александр Смелков сел за «Братьев Карамазовых» и работал пять лет: премьеру дали в этом году, и с успехом. Но все же Смелков — композитор не первого ряда, и мировую известность ему надо еще создавать. В этой ситуации лучшим вариантом оказался проверенный и знаменитый Щедрин. Спасибо Ростроповичу за «Лолиту», спасибо Маазелю за «Очарованного странника» — обе партитуры теперь под рукой и могут исполняться Мариинским театром.
В отличие от неинтересной «Лолиты», которую Гергиев уже попробовал в концертном исполнении, «Очарованный странник» — вещь классная. Щедрин тут не просто во всеоружии мастерства, а даже его холодноватость к месту. Ораториальная статичность, квазилитургические хоры, тонкое соотношение повествовательности и актерства — все получилось очень цельно. Мятущуюся душу главного героя передает бас Сергея Алексашкина, страстную натуру Груши — меццо-сопрано новой мариинской красавицы Кристины Капустинской, утонченный тенор Андрея Попова выписывает рисунок нескольких партий. Режиссер Алексей Степанюк на удивление точно попал в стиль, и спектакль, играемый на концертной сцене, вышел затаенно красивым. Из Нью-Йорка через Петербург в московский Зал имени Чайковского делает путь эта русская опера.
Путь в обратном направлении тоже не закрыт: в январе в Лондоне Владимир Юровский даст в концерт­ном исполнении ту самую оперу Мартынова «Новая жизнь».

90-е годы вернули нам с запада композиторов, которых в СССР исполняли со Скрипом

Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков