Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Швабра со струной

В «Школе драматического искусства» предлагают узнать, что такое стулофон и как звучит оркестр без дирижера

Ведомости-Пятница / Пятница 23 января 2009
Неудивительно, что Петр Айду, сам ренессансная личность, взялся воссоздать нам музыкальную культуру, существовавшую в годы «советского ренессанса» (о Петре Айду см. «Слышали звон» в № 43 (130) от 21 ноября 2008). Так музыкант называет эпоху, начавшуюся победой пролетариата и плавно скисшую в начале 30-х годов. На концерте в театре «Школа драматического искусства» Айду и его сподвижники собираются реконструировать сразу два проекта тех лет. Один — профессиональный, другой — народный.
Один называется Персимфанс, что означает Первый симфонический ансамбль Моссовета. Его придумали в начале 20-х образованные музыканты из Большого театра и Московской консерватории. В духе пролетарского равенства и братства они стали играть без дирижера. Что играть, какой брать темп, где ускорять, сколько выдерживать генеральную паузу — решалось голосованием в коллективе. По отзывам, Персимфанс добивался превосходных результатов. Скептики, впрочем, утверждали, что оркестр играл, пусть и не по палочке дирижера, но по смычку первого скрипача Льва Цейтлина. Но не все так просто: в Персимфансе исповедовался принцип «неунифицированного штриха» (к слову, его же придерживался с Филадельфийским оркестром Леопольд Стоковский), то есть музыканты играли намеренно чуть по-разному, и от этого все звучало еще богаче. Эту кухню и собирается воссоздать Петр Айду с заново сколоченным Персимфансом 2009 года. Музыку они сыграют правильную: цирковой балет Прокофьева «Трапеция» и Концерт для фортепиано с оркестром, написанный новатором тех лет Александром Мосоловым, — в нем сам Петр исполнит сольную партию.
Дед Петра был учеником Цейтлина и оставил целый шкаф нотных партий. Из шкафа и появились ноты увертюры Моцарта к опере «Волшебная флейта». Увертюра переложена для фисгармонии и еще нескольких инструментов. Переложение было сделано явно не для высокопрофессионального Персимфанса, но и здесь дирижер не предполагался, поэтому партитура отсутствует за ненадобностью. На папке с партиями имеется приписка, гласящая, что данное сочинение Моцарта «хорошо подходит для иллюстрации массовых сцен праздничного характера». Раз так, к концерту смонтировали и подходящий киноролик: театр «Школа драматического искусства» кишит режиссерами, и сделать это было нетрудно.
Другой проект вечера уже исконно пролетарский. Шумовые оркестры тогда имелись в каждом дворе. Швабра со струной — в чистом виде карнавальная культура. Красноармейская расческа с бумажкой, изменяющая голос, поднимала дух всю Гражданскую. Один рабочий изобрел стулофон — шедевр лаконизма: стул крутится, струна натягивается, почти Малевич или Бранкузи. Бутылкофон, который надо настраивать, подливая воду, — это уже царь шумовых инструментов, как в настоящем оркестре орган. Забыл спросить Петра, что такое пугач.
Нот для шумовых оркестров не писалось, но практический опыт в 1927 году был сведен в трактат — его-то и проштудировал Айду, обратно конвертировав теорию в практику. Современному образованному музыканту сегодня хорошо в той культуре, что шла из низов. «На высокое искусство мы не претендуем», — успокаивает он. В программе обещаны «Интернационал», «Варшавянка» и народные песни.
В те годы экспериментировали везде. Итальянские футуристы придумали механические инструменты, американцы начали совать в рояль винтики и ластики. Все это позже развилось в конкретную музыку и целое направление noise. «А у нас загнулось, как и все остальное», — говорит Петр Айду. Как загнулось, так и разогнулось: весь авангард давно есть и у нас. Вот и позволим себе радость впасть в его революционное детство.
27 января, театр «Школа драматического искусства», ул. Сретенка, 19/27, тел. 632 93 77

Бутылкофон настраивают, подливая воду, — это царь шумовых инструментов
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков