Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Рахманинов в кавычках

Фортепианный концерт классика, переделанный из его симфонии: смонтировано лихо, но изюминки нет

Ведомости-Пятница / Пятница 30 января 2009
Всех классиков давно сыграли-переиграли, но премьеры изредка все же случаются. Иногда это результат научных изысканий — вдруг в архивах обнаружили отсутствовавшую часть или неизвестную редакцию. Или исследователь кропотливо восстановил утерянное, а то и в сердцах уничтоженное композитором произведение. Или же из черновиков и неизбежных домыслов составлено произведение, автором не оконченное.
Наш случай прямо противоположный. Сочинение прославленное — Вторая симфония Рахманинова, однако это премьера, поскольку называется теперь симфония Концертом для фортепиано с оркестром «№ 5». Номер стоит в кавычках.
У Рахманинова есть четыре фортепианных концерта, а в придачу еще и Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром — тоже полноценный концерт. Мало? Мало!
Придумал затею продюсер голландской фирмы Brilliant Classics, а переделал симфонию в концерт бельгийский (родом из Харькова) пианист и композитор Александр Варенберг. Первые три страницы вступления у него — один в один как у Рахманинова, потом — щедрая купюра, нехитрая связочка, и вот начинается основной раздел, только тему вместо скрипок ведет рояль. Звучит столь похоже на концерт Рахманинова, как будто так и было, — а все потому, что Варенберг использовал фактуру, сходную с той, в которой излагается тема в Третьем концерте. Дальше автор новой версии пользуется подобными средствами: музыку берет из Второй симфонии, а фортепианную фактуру — из концертов. Такой метод хочется даже назвать уважительным, поскольку оркестровка Рахманинова везде, где можно, сохраняется, никакой стилистической отсебятины нет, и — что самое сложное — драматургия отношений у солиста и оркестра складывается очень узнаваемая.
В фортепианном концерте обязательно должна быть сольная каденция — Варенберг нашел для нее место и написал ее без особой изюминки, но честно в стиле Рахманинова.
Дальше ему пришлось попотеть с монтажом. Поскольку в симфонии четыре части, а в концерте должно быть три, Варенберг почти пожертвовал второй частью, но творчески запихнул большой кусок из нее в середину третьей, и снова вышло удачно: посреди лирической музыки появился виртуозный эпизод. А знаменитое соло кларнета, открывающее медленную часть, никуда не делось.
Финал смонтирован тоже лихо; купюры, правда, огромные, но ведь и в оригинале финал Второй симфонии часто играют с купюрами. Апофеоз, когда струнные счастливо разливаются, как говорят оркестровщики, «в три этажа», а пианист, обливаясь потом, заколачивает аккорды по всему диапазону клавиатуры, звучит настолько фирменно, по-рахманиновски, что становится даже смешно.
Компания Brilliant Classics выпустила новый концерт на CD в довольно блеклом исполнении. Но в нем слышны все детали. В живом звучании рояль грозит потонуть в оркестре — по отзывам, на парижской премьере так оно и случилось, хотя солировал отнюдь не малосильный Денис Мацуев. Он же будет играть и российскую премьеру, а дирижировать будет, как и в Париже, Владимир Спиваков — надо думать, он попросит Национальный филармонический оркестр России кое-где играть потише.
Ждать ли продолжения? У Рахманинова три симфонии. Еще одна из них, Первая, сейчас в работе у Александра Варенберга: он трудится над Фортепианным концертом «№ 6». В кавычках.
2 февраля, Большой зал Консерватории, Б. Никитская ул., 13, тел. 629 74 13

Апофеоз, когда струнные разливаются «в три этажа», а пианист, обливаясь потом, заколачивает аккорды, звучит фирменно
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков