Театральная критикаКак искупалисьОркестр академии Санта-Чечилия живописал фонтаны РимаВедомости / Суббота 09 июня 2007 Второй фестиваль симфонических оркестров мира познакомил Москву еще с одной звездой дирижерского подиума: Антонио Паппано во главе римского оркестра Национальной академии Санта-Чечилия провел истинно средиземноморский концерт.«Средиземноморская» теория Геннадия Рождественского, согласно которой чем ближе оркестр к названному морю, тем он хуже, похоже, начинает устаревать. Четыре года назад совсем неплохой уровень предъявил Москве оркестр «Флорентийский музыкальный май» во главе с Зубином Метой, а сейчас римская «Санта-Чечилия» показалась оркестром еще более сноровистым, крепким и очень добросовестно подготовленным. Уже два года оркестром руководит Антонио Паппано итальянец, но образцовый космополит, получивший образование в США, дирижирующий театральными и симфоническими оркестрами всех континентов и ведущий музыкальное руководство лондонским Ковент-Гарден. Приехав в Москву с итальянским оркестром, Паппано привез изящно придуманную программу целиком итальянскую, но содержащую поклоны и другим странам, в том числе России. Буквально с первых тактов увертюры Берлиоза «Римский карнавал» «Санта-Чечилия» выказала и образцовое послушание своему маэстро, и ощущение праздничности. Главным номером первого отделения стала итальянская увертюра-фантазия Чайковского «Франческа да Римини». Итальянская по сюжету (Данте), она тем не менее осталась музыкой русской, и, конечно, интерпретация ее римлянами не могла пойти в сравнение с ее исполнением, скажем, Светлановым или Федосеевым это касалось, впрочем, только лирической сердцевины фантазии, где взволнованное пение полного оркестра не лилось свободной рекой, а страдало от слегка искусственного нажима. Но в обрамляющих увертюру всклокоченных адских картинах оркестр живописал злокипение паров и стенания жертв с таким завидным темпераментом и техническим совершенством, какие не всегда встретишь и у наших грандов. Чего мы не слышим каждый день это великолепных симфонических поэм Отторино Респиги, воспевшего «Фонтаны Рима» и «Пинии Рима» на самом закате великой итальянской культуры в те самые годы красотам столицы была как раз уготована участь символов величия режима Муссолини. И здесь перед итальянским оркестром оставалось только снять шляпу. В тяжеловесной красоте пышных оркестровых одежд они выглядели превосходно: томительно умирая в ночном сумраке, оркестр словно предчувствовал, как развернется в ослепительном блеске марша: в финале «Пиний», уже после того, как отпела грампластинка с птичками (авангардный ход раннеиндустриальной эпохи), с балконов к оркестру присоединилась духовая банда, Колонный зал Дома союзов затрещал от децибел, а дирижер Антонио Паппано в упоении привел свое нимало не уставшее войско к лучезарному итогу. Хотя «Санта-Чечилия» оркестр чисто симфонический, на бис ему пришлось поиграть и оперную музыку. Разочарования не было и здесь: Интермеццо из «Манон Леско» Пуччини и заключительная часть увертюры к «Вильгельму Теллю» Россини вызвали поровну слезного трепета и безоблачного восторга. 10 июня Фестиваль оркестров мира закроют Юрий Темирканов и Заслуженный коллектив Санкт-Петербургской филармонии. |