Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Прохладное буйство

Латвийская национальная опера — самая европейская оперная компания в ближнем зарубежье — освоила передовой опыт и немножко поскучнела

Ведомости / Среда 24 октября 2007
Нет, в спектаклях рижского театра много забавного: например, вонючий позднесоветский городок, куда из Мценского уезда перенесено действие оперы Шостаковича. Или «Кармен» под кубинским флагом. В финале флаг тихо спускается: видать, Эскамильо (в опере — севильский тореадор, в спектакле — кубинский боксер) бой проиграл, о чем, правда, не свидетельствует бравурное пение хора его болельщиков. На несоответствие постановки и либретто оперная аудитория уже привыкла закрывать глаза. Несоответствие сцены музыке считается перпендикуляром, обогащающим смысл. Трепетная Микаэла превращена в бойкую студентку с рюкзачком, не собирающуюся уступать сопернице жениха, и Кристине Ополайс поет ее арию с истеричным силовым напором.
Все это идет за интерпретаторскую новизну. Как и перенос «Кармен» в страну Кастро и команданте Че, где свободы хоть отбавляй — правда, только по части любви, а о прочем свидетельствуют листовки с американского самолета и готовящийся побег через море. За последние 10 лет Латвийская национальная опера споро взяла на вооружение принципы современного оперного театра. Секс, пьянство, судороги и даже мочеиспускание на сцене сегодня более не шокируют. Но рижские постановки сделаны не хуже, а лучше, чем во многих наших театрах.
Теперь не век оперных режиссеров, и совсем не плохо, если человек с кругозором берет на себя их обязанности. Постановщиком обеих опер выступил директор театра Андрей Жагарс. Он и в режиссуре остался больше стратегом, просчитывающим успех. Его мизансценам не хватает жизни, точных деталей и подлинной эмоции.
Однако музыкальная стратегия Жагарса приносит плоды — исполнительский уровень рижан европейский, а о двух артистах стоит сказать особо.
Катерину в «Леди Макбет» спела и сыграла Айра Руране — статная блондинка с актерской природой и отличным голосом. Богатство чувств оперы Шостаковича раскрывалось главным образом через нее.
Но и через Александра Антоненко, чей пластичный драматический тенор и темперамент употреблен в обеих постановках — он был и жеребцом Сережей, и горе-молодцом Хозе. Но так нельзя: к концу гастролей тенор стал терять дыхание и чистоту интонации.
Опрятным коллективом Латвийской оперы самозабвенно управлял опытный Гинарас Ринкявичус, скрупулезно выстраивая всех и вся от сопрано на сцене до тубы в яме. Внешне бурный стиль маэстро, впрочем, не мог заслонить некоторой скованности его музыкальной души — волшебных откровений он не преподнес, а тихие и таинственные страницы Бизе и Шостаковича листались суховато и формально.
Это уже вторые гастроли Латвийской оперы в Москве. Первые, в 2003-м, были, пожалуй, лучше — сопрано Соноры Вайце и декорации Андриса Фрейбергса тогда открыли новые горизонты. Ныне театр выглядел более типовым и оглядывающимся на стандарты — хотя стандарты весьма высокие.

Наш ответ
Рижане просят у Москвы тоже самое современное. В июне 2008 г. Большой театр покажет в Риге «Евгения Онегина» Чайковского в постановке Дмитрия Чернякова и «Детей Розенталя» Леонида Десятникова на либретто Владимира Сорокина.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков