Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Союзники

Европейский концерт Берлинского филармонического оркестра и Саймона Рэттла явил собой высококачественный симбиоз пышных романтических традиций и современного мышления

Ведомости / Понедельник 05 мая 2008
Концерт берлинцев, в прямом эфире передававшийся из Большого зала консерватории многими телеканалами Европы, удался: московская публика вновь смогла насладиться роскошным звуком и эталонным мастерством оркестра, более 100 лет сохраняющего марку одного из лучших в Старом Свете.
Новостью для Москвы оказался моложавый и энергичный британец на подиуме — Саймон Рэттл, заменивший на посту главного дирижера нашего старого знакомого Клаудио Аббадо. Рэттл дирижировал Седьмой симфонией Бетховена — музыкой, которую Берлинский филармонический оркестр способен сыграть и вовсе без дирижера.
Золотой набор немецкой классики, к которому в первую очередь относятся симфонии Бетховена, со времен Фуртвенглера и Караяна настолько вошел в плоть и кровь оркестра, что сегодняшние интерпретаторы бессильны придумать его сколько-нибудь свежую трактовку. В эпоху повсеместно распространенного аутентичного исполнительства Берлинские филармоники продолжают играть Бетховена в устаревших традициях ХХ в. — большим и грузным составом, на современных инструментах. Саймону Рэттлу, кто как раз знает толк в аутентизме, приходится мириться с этими неискоренимыми атавизмами, но он все же способен задать оркестру быстрый темп в духе XVIII в. (это было заметно в скерцо и финале Седьмой), сообщить кульминациям нужную жестковатость и придать открытой эмоциональности. Седьмая Бетховена с ее круговоротом игрищ, шествий, танцев и победоносных скачек получилась у берлинцев и Рэттла компромиссной, но живой — и даже более живой, чем у тех же берлинцев и Аббадо, привозивших Седьмую в 1996 г. в Санкт-Петербург.
Вопрос об историческом стиле не стоит так остро, когда Берлинский филармонический оркестр играет музыку, написанную в романтическую эпоху. К ней и относится соль-минорный Скрипичный концерт Бруха — в его исполнении царила полная гармония между оркестром, дирижером и солистом: скрипач Вадим Репин сыграл безукоризненное соло и был снабжен полнокровным, чутким и пышным аккомпанементом.
Но программа Европейского концерта включала не только немецкую музыку. Рэттл — человек широкого кругозора, да и берлинцы способны на многое далеко не только в германском русле: в открытие концерта была поставлена Симфония в трех движениях Стравинского, и немцы без сучка без задоринки справились с параметрами этой русско-американской партитуры — рубленой ритмикой, терпкими акцентами, графикой многоголосья, разве что псевдоцитаты из Россини могли бы прозвучать послаще, но маэстро Рэттлу сладости, видимо, не по вкусу.
Союз Рэттла с его репутацией прогрессиста и свободолюбца и консервативных Берлинских филармоников все же не кажется естественным. Представим себе рьяного демократа, которому вдруг предложили принять королевский сан, а он и согласился. С другой стороны, консерватизм тоже сделал очередную уступку. Незадолго до московского концерта стало известно, что берлинцы продлили контракт с Рэттлом еще на целых 10 лет — аж до 2018 г. Значит, ситуация компромисса их устраивает и новых перемен они не хотят. Качество результата при таком классе, наигранности и взаимопонимании обеспечено надолго. А с вдохновением контракт заключить невозможно.

Варяг
Саймон Рэттл (1955) получил известность в 1990-е гг. благодаря уникальному успеху руководства Бирмингемским оркестром. Изучал литературу, музыку Востока и древности
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков