Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Прагламур

Фотограф Валерий Плотников эпоху не испортит

Ведомости / Среда 31 января 2007
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Великий художник — не тот, кто превзошел всех коллег в художестве, а тот, чье творчество стало важной частью жизни его народа, определяющей, маркирующей какой-то ее этап. Знаменитого фотографа Валерия Плотникова вполне можно отнести к этой категории — что подтвердила его большая ретроспективная выставка.В самом деле, как Алла Пугачева — звуковой образ советских 70-80-х, так фотографии Плотникова могут служить одной из главных эмблем их дизайна. Не было в стране бухгалтерии, ЖЭКа, НИИ, КБ и девичьей светелки, где не висели бы Алиса Фрейндлих в одуванчиках, Никита Михалков в усах или Валерий Леонтьев в кудряшках работы Плотникова. И мало найдется живших в ту пору, кто не стал бы счастливым обладателем пластикового пакета с Пугачевой в красном на одной стороне и Боярским на другой.
Несколько десятилетий он снимал либеральный истеблишмент советской культуры, т. е. людей, которые жили хорошо, но власть недолюбливали. Современность Плотников, ортодоксальный джентльмен, презирает за мелкоту: титаны и аристократы умерли, он сохранил для истории лики великих, с него довольно. Альбомы свои называет «…чистосердечная фотография, моментальная и навек…». Уверяет, что в его объектив попадали лишь те, кто был ему интересен и симпатичен. Нет оснований сомневаться в его чистосердечии, но ведь одно дело — что художник хотел сказать, а другое — что у него высказалось.
Бесспорно, Плотников — большой мастер. Мастерство — не только в безупречно построенной композиции и выверенном свете, классической законченности каждой работы, но и в умении подать героев: облик значителен, глаза сияют мудростью и талантом. Однако бесконечные мраморные камины, бронзовые часы, столики-маркетри, живые и сушеные букеты и прочая райская (для советского человека) красотища, в которую он помещал свои модели, создают эффект их взаимозаменяемости. И, скажем, актрисы — сами по себе вполне красивые и выразительные, — когда они десятками в два ряда, начинают казаться какими-то чертовыми куклами. Мало того, на выставке некоторые фотографии повторены — висят в разных залах среди разных соседей: в этом тиражировании есть уже что-то совершенно уорхоловское!
Притом Плотников как бы козыряет универсальным владением профессией: кроме помпезных постановочных портретов есть вполне репортажные снимки (вроде неких размытых танцовщиц или Собчака с Ростроповичем, поедающих что-то из миски; их парадная съемка — неподалеку). Вкупе же экспозиция складывается в цельный артефакт — знак двойственной эпохи, когда торговые работники тянулись к прекрасному, а артистическая интеллигенция — к торговым работникам. Знак не менее выразительный, чем сталинский ампир, тоже ведь создававшийся большими мастерами.
Глядя на этот феномен советского гламура, понимаешь, что нынешние гламурмейстеры и впрямь мелковаты — во всяком случае, их продукция никак не может претендовать ни на такую широту охвата аудитории, ни на долговечность. Выставка помещается в императорском Аничковом дворце — Дворце творчества юных, экс-Дворце пионеров и посвящена столетию со дня рождения Соломона Левина, руководителя изостудии, где занимался и Плотников. На вернисаже танцевальный ансамбль ДТЮ исполнил «Ленинградский вальс». Творчество юных осуществляется совершенно в тех же формах, что 10-50 лет назад. А в квартирах этих юных их родители наверняка так и не сняли со стен плотниковские портреты (хотя бы Высоцкого в бороде или в джинсах клеш). И любовь к «Иронии судьбы» и «Бриллиантовой руке» у россиян встроена в ДНК и передается из поколения в поколение на генетическом уровне. И вообще наше прошлое — лишь потому, что оно уже поддается осмыслению. А так оно — настоящее.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков