Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Мал зал, да дорог

В культурный оборот Петербурга возвращается Малый зал Филармонии

Ведомости / Вторник 06 февраля 2007
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Пока идут жаркие споры вокруг воздвижения на брегах Невы 300-метровой «кукурузы» «Газпром-Сити», в сфере городского строительства происходят вещи правильные и нужные. В прошлом году закончили реконструкцию Александринского театра, Мариинка отгрохала себе новое концертное здание («Ведомости» писали о нем в № 3 от 12 января), сейчас открывается капитально отремонтированный Малый зал Филармонии, в конце апреля обещано открыть и Большой, где тоже ремонт. Могут ведь, когда захотят.Малый зал даже в сверхнасыщенном петербургском культурно-историческом контексте — место особенное. Его гении — в обоих значениях слова: хранители жилища и гениальные люди.
Дом № 30 на Невском проспекте в середине XVIII в. построил Растрелли, спроектировав, в частности, на втором этаже анфиладу элегантно отделанных комнат и зал с отменной акустикой. Что естественным образом привело к устройству там концертов и балов. В 1802 г. в зале начались концерты свежесозданного российского Филармонического общества. Его почетный член князь Николай Голицын организовал здесь мировую премьеру Торжественной мессы Бетховена.
В 1828-м дом достается князю Василию Энгельгардту в качестве приданого за дочерью купца первой гильдии Ольгой Кусовниковой, и все дальнейшее происходит в «зале г-жи Энгельгардт». Попутно Поль Жако (между прочим, архитектор и Дворянского собрания, где теперь Большой зал) надстраивает еще один этаж.
Пушкин был завсегдатаем музыкальных собраний на Невском, 30. Как и Жуковский, как и Крылов. И Лермонтов хорошо знал этот дом — именно здесь происходит маскарад в его одноименной драме. Причем (мало кто знает) тогда к залу примыкали гостиницы, и понравившуюся маску легко было увлечь в номера — этой двусмысленностью великосветских маскарадов объясняется приступ ревности Арбенина.
Концерты же стоили внимания лучших людей своего времени. В них выступали Лист, Клара Вик, Полина Виардо. А на первом этаже помещался музыкальный магазин и мастерская, где делали балалайки и стоял рояль, поиграть на котором захаживал Глинка…
В XX в. стало не до Бетховена и даже не до Глинки — в зале г-жи Энгельгардт много разных учреждений квартировало, наконец поместилась какая-то контора по продаже москательных товаров. Однако в 49-м здесь открыли Малый зал Филармонии, история которого оказалась не менее блестящей, чем в предыдущем столетии.
В Малом зале прошли премьеры всех квартетов Шостаковича, Святослав Рихтер жаловал эту площадку больше прочих. Гастроли Глена Гульда проходили именно в Малом зале — после первого концерта весть о никому тогда не известном пианисте мгновенно облетела город, и на второй концерт случился страшный лом. Собственно, никто из крупных музыкантов не миновал этой эстрады: Нейгауз, Софроницкий, Гилельс, Ростропович, потом — Башмет, Наталья Гутман, Гидон Кремер. Отсюда начиналась слава Елены Образцовой, Евгения Нестеренко, Дмитрия Хворостовского, Вадима Репина, многих других звезд.
Но пока звезды зажигались, стены старого дома ветшали. Ремонт следовало сделать давно, однако деньги выделили лишь в прошлом году. За полгода удалось целиком поменять полы, электричество, привести в порядок люстры, все заштукатурить-покрасить. Исторические интерьеры — памятники архитектуры, так что они в неприкосновенности, а вот жуткий совковый буфет снесли и устроили новый. Теперь очередь за первым этажом (там вестибюль и гардеробы) и закулисными помещениями — все это будут ремонтировать летом, в межсезонье.
11 февраля Малый зал откроется пышным концертом — с Юрием Темиркановым, Ириной Богачевой, солистами Академии молодых певцов Мариинского театра и прочими непременными атрибутами парадной программы. Зато потом афиша начинает демонстрировать эстетический универсализм, всегда отличавший Малый зал. Уже в феврале — сольный концерт певца Петра Мигунова, потом — пианистов Алексея Гориболя и Полины Осетинской, которые в четыре руки будут играть сочинения современников (Леонид Десятников, Павел Карманов). Вслед за ними Назар Кожухарь представит французскую музыку XVII в., впервые приедет в Петербург вокальный «Бах-квартет». В марте — фестиваль «От авангарда до наших дней». В апреле Григорий Соколов даст сольный фортепианный концерт.
Малый зал привык принимать и современные проекты института Pro Arte, и фестиваль старинной музыки, и вообще тут всегда цвели сто цветов — все это продолжится. Цветы, кстати, расцветут и буквально — на выставке в фойе.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков