Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Завлечь новых, да не распугать старых

Петербургская филармония нащупывает репертуарную стратегию

Ведомости / Четверг 29 марта 2007
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Знаменитый Большой зал Филармонии откроется после капитального ремонта 5 мая. Филармоническое руководство объявило содержание абонементов на следующий сезон. Оно позволяет осторожно надеяться на обновление не только помещений, но и программной политики.Все проблемы бытования академической музыки в современном обществе не обошли и Петербургскую филармонию. Верная консервативная публика хочет слушать одни и те же произведения и ходить на одни и те же имена вне зависимости от их нынешнего творческого состояния. Продвинутые слушатели, наоборот, воротят нос от рутины — но таких слушателей никогда не было много.
Дело заметно меняется, если незнакомое пропагандировать. Эффективность такой работы продемонстрировал хотя бы прошлогодний фестиваль «Крещендо» — эта привезенная из Москвы затея сопровождалась мощной рекламной кампанией, и хотя, кроме Дениса Мацуева, прочие фамилии в афишах мало что говорили публике, народ, в общем, на концерты пошел. Для сравнения: когда приезжал фантастический голландский Оркестр XVIII в. с Францем Брюггеном, без рекламы собралось всего ползала. Тогда как абонемент «Юрий Темирканов и его оркестр» стоит почти вдвое дороже прочих и все равно просто так его не купишь — весьма многим охота десятилетиями снова и снова лицезреть любимого маэстро в его фирменном репертуаре, и все тут.
Однако сейчас в филармонию пришли люди, не чуждые креативности, им-то и предстоит просочиться между Сциллой и Харибдой. Уйти от рутины, но не уйти в отрыв, не впасть в радикализм, не распугать завсегдатаев, приохотить неофитов, заинтересовать интеллектуалов, потрафить простодушным искателям удовольствий да еще и не прогневить начальство.
Кое-что получается. Или хотя бы обещает получиться.
Зачем нужны красивые оригинальные идеи? Конечно, бывает, что фамилия важнее программы. Григорий Соколов может играть Шопена, а может Фробергера (сейчас, 2 и 3 апреля, в Малом зале он, к примеру, играет Шуберта и Скрябина) — интерес представляет прежде всего интерпретация великого пианиста. Но таких фамилий раз-два и обчелся. Значит, надо придумывать содержательные программы, сервировать свежую музыку в необычных сочетаниях.
125-летие Стравинского филармония почтит абонементом «Стравинский. Диалоги». Композитор-протей, как известно, вдохновлялся самыми разными авторами, посвящал им сочинения и вообще с ними всячески корреспондировал. В концертах этого абонемента к локомотивам-хитам вроде Первого концерта Чайковского или «Шахерезады» Римского-Корсакова и «Жар-птицы» самого юбиляра прицепят его ранние редко исполняемые опусы — кантату «Звездоликий», сюиту «Фавн и пастушка».
Из других абонементов интересное надо выковыривать, как изюм из булки, — но это, наверное, правильно, потому что на чисто изюмную диету всех посетителей филармонии не посадишь. В «Музыке Вены» Моцарт наконец-то и у нас логично соединен с Сальери, кроме того, там хоть и нету Цемлинского с Вольфом, но есть Берг, Веберн и Шенберг, пусть и представленные тем, что полегче сыграть и выслушать. В абонементе с претенциозным (и к тому же неграмотным) названием «Страсти по романтизму» — всякие «Ромео и Джульетты», в том числе Чайковского и Прокофьева. Абонемент «По странам мира с оркестром» манит «Венгрией»: Вторым фортепианным концертом Бартока с английским пианистом Барри Дугласом. В целом нельзя не заметить, что программы Академического симфонического оркестра (АСО, второй оркестр филармонии) смелее и разнообразнее, чем прославленной темиркановской «Заслуги».
Малый зал в составлении абонементов избрал стратегию другую, но тоже хорошую: заразить креативных музыкантов общей идеей, а уж те программу придумают.
В новом абонементе «От клавесина до фортепиано XXI в.» Алексей Любимов задействует оба инструмента для исполнения авторов XVI в., Кейджа, Сильвестрова, Уствольской. 75 лет Софьи Губайдулиной отметят несколькими концертами, в частности, в персональном абонементе ансамбля «Дивертисмент» объединены «Семь слов» юбилярши и таковые же Гайдна. «Дивертисмент», который сейчас играет отменно, и думает не хуже. Кроме Губайдулиной у них запланированы вечер Шнитке, «Посвящение Паулю Захеру»: Хиндемит, Стравинский, Барток, и много чего еще столь же завлекательного.
Успех в Петербурге превосходного международного фестиваля Earlymusic подвигнул Малый зал на собственный абонемент старинной музыки — силами местных коллективов и московского Pocket Symphony Назара Кожухаря. Еще одна новинка — «Квартетные собрания». Там, в частности, появятся отличный «Атриум-квартет» (бывшие наши) и английский «Смит-квартет», который везет целую программу современной музыки. Получается, человек нынче Моцарта с Дебюсси послушает, а потом — Веберна с южно-африканцем Кевином Волансом. Так уши потихоньку и воспитываются.
Первый же день продажи абонементов Малого зала показал, что успешнее всего идут привычные «Фортепианные», а тем более «Вокальные вечера». Однако и в последних не только старинные русские романсы с народным оркестром, но и вполне современного вкуса тенор Эндрю Гудвин с Алексеем Гориболем за роялем.
Революций не предвидится. Имя худрука Филармонии — Юрий Темирканов, и путь ее развития эволюционный. Однако похоже, плавно уходят те времена, когда высшими достижениями филармонического программирования считались «Последние симфонии великих композиторов» или «Концерт выходного дня».
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков