Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Нужный Бархатов

Новый «Отелло» Мариинского театра оказался куда лучше прежнего, шестилетней давности

Ведомости / Среда 07 ноября 2007
Первая в сезоне оперная премьера нарушила роковое правило Мариинского театра: каждая следующая постановка какого-либо произведения оказывается хуже предыдущей. Режиссер Василий Бархатов и художник Зиновий Марголин доказали: делать «Отелло» Верди заново стоило.
Прежний «Отелло» был тезаурусом рутинной пошлости. Бархатов то ли в силу юного возраста, то ли благодаря природному и воспитанному вкусу оперные штампы не приемлет. Его «Отелло» свободен от рутины и одновременно — от внешнего пустого «новаторства». Режиссер занят не броскими эффектами, а поиском психологических мотивировок — в результате понимаешь-чувствуешь, что происходит с героями, а не страдаешь, глядя на потуги изобразить шекспировско-вердиевские страсти-мордасти, как чаще всего случается при постановке оперных трагедий.
Костюмы отсылают примерно к началу XX в. Две крепостные стены углом уходят в глубину, на углу — маяк. Страшный шторм у берегов Кипра — он есть в либретто Арриго Бойто и, соответственно, в музыке, но здесь ситуация переведена из театрально-условной в подлинно драматичную: множество моряков потонуло, сам военачальник Отелло едва спасся. После всех положенных по сюжету интриг, драк и прочих волнений Отелло с Дездемоной наконец остаются одни. Она достает из контейнера (мужа только назначили, вещи еще не распаковали) столик, стулья, из сундука — белую крахмальную скатерть, вино, зажигает настольную лампу — и огромный лирический дуэт конца первого акта приобретает прямо-таки чеховскую достоверность и теплоту.
Такие точные человеческие детали скрепляют сценическую ткань. Отелло в приступе ярости-ревности опрокидывает расставленные вдоль стены венки (собираются хоронить погибших матросов): до какого ослепленья надо дойти, чтобы буквально растоптать траурный этикет. Дездемона (Ирина Матаева: искренняя, гордая, нежная — и отличная вокально) во время знаменитой арии об иве раздаривает прислуге платья, уже точно зная свою участь. Отелло, кстати, квартирует в башне маяка — в четвертом акте башня выдвигается на авансцену, Дездемона выходит на балкон, и когда перед неминуемыми шагами убийцы контрабасы в оркестре нагнетают саспенс, а балконная дверь медленно открывается, — по залу разливается буквально леденящий ужас.
Все остальное в оркестре было так же пластично — Валерий Гергиев в очередной раз подтвердил репутацию одного из лучших вердиевских дирижеров наших дней. Еще одним подарком стал Владимир Галузин в заглавной партии. Его мариинские работы последних сезонов заставляли, констатируя отменную, как всегда, драматическую игру, вспомнить, что знаменитый тенор, увы, уже не юн. Нынешний Отелло заставил об этом забыть — певец предстал в прекрасной форме.
Санкт-Петербург
«Отелло» — четвертый спектакль Василия Бархатова в Мариинке и третий в 2007 г. после «Енуфы» Яначека и «Бенвенуто Челлини» Берлиоза. Уже видно взаимопонимание постановщика и многих артистов. Кажется, труппа приобретает своего вменяемого и тщательного режиссера.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков