Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Честь и место

Премьера «Сельской чести» Пьетро Масканьи в постановке Лилианы Кавани утвердила новый статус петербургского Михайловского театра: место, куда теперь стоит ходить просвещенной публике

Ведомости / Понедельник 28 января 2008
Постановку эту сработала в 1996 г. для фестиваля в Равенне знатная бригада: к Лилиане Кавани, режиссеру знаменитого фильма «Ночной портье», присоединился сценограф Данте Ферретти, бывший художником почти всех фильмов Пазолини и последних работ Феллини. Костюмы сочиняла Габриэла Пескуччи, также одевшая много чего: от «Эпохи невинности» Мартина Скорсезе (премия «Оскар») до открытия Олимпиады в Турине. Дирижировал Риккардо Мути, главную партию Сантуццы пела выдающаяся меццо-сопрано Вальтрауд Майер.
В Петербург спектакль перенесла ассистентка 75-летнего режиссера Марина Бьянки.
В этой ситуации образовалось сразу две точки отсчета. Можно сравнивать постановку «Сельской чести» с исходным итальянским спектаклем (он заснят на пленку). Но можно сравнивать и с той продукцией, что выпускалась в Михайловском театре (когда он назывался Малым оперным, а потом Театром им. Мусоргского) прежде.
Сочиненное режиссером и художником, в общем, не устарело. На сцене вполне реалистические стена дома, состоящая из ячеек-лоджий, закрывающихся занавесками, и фасад собора. Между ними небо, которому поручена одна из главных ролей: оно то рассветно розовеет, то нежно голубеет, то багровеет зловещим закатом. Режиссура тоже корректно-реалистическая: с осмысленными мизансценами и безо всякого желания потрясти особыми эффектами.
Потрясать режиссер предоставляет музыке. «Сельская честь» (1890) положила начало веризму — течению в опере, смысл которого — к любой нехитрой жизненной ситуации приписать три нуля. Например, сюжет новеллы Джованни Верги, положенный в основу либретто, незатейлив, как заметка в криминальной хронике: деревенский плейбой бросил обесчещенную им крестьянку и крутит с замужней, о чем брошенка из мести рассказывает мужу разлучницы, а тот рассердился да и зарезал любовника жены. Эта банальная сицилийская бытовуха послужила композитору поводом сочинить веселые и знойные мелодии, торжественные хоралы (дело происходит в день Пасхи), нежные «пейзажные» интермеццо и мощные до напыщенности кульминации, заставляющие воспринимать происходящее как величественную трагедию.
До уровня трагических страстей участники нынешней постановки в отличие от равеннской не поднялись. Но! — раньше-то в этом театре происходящее на сцене было просто уголовно, и не в сюжетном, а в художественном смысле. Сейчас при всех огрехах солисты и хор работают хотя бы грамотно и с отдачей. Приглашенный из Большого театра тенор Олег Кулько (тот самый плейбой Турриду) много превзошел баритона Методие Бужора (обманутый муж Альфио), зато его жена Лола — Наталья Ярхова вокально оказалась убедительнее Карины Григорян из «Геликон-оперы» (Сантуцца). Оркестр, с которым работал умный, стилистически тонкий и точный дирижер Федор Леднев, а премьеру провел Даниэле Рустиони, при всех немалых шероховатостях все же никак не походил на ту унылую колымагу, что тарахтела здесь прежде.

Теперь не только Мариинка. Перемены в Михайловском театре начались после того, как в мае 2007 г. его генеральным директором стал бизнесмен Владимир Кехман. Он вложил свои деньги в ремонт здания, пригласил Елену Образцову и Фаруха Рузиматова руководить оперой и балетом. «Сельская честь» в постановке Лилианы Кавани – первая премьера, осуществленная новым директором. Вопреки театральным традициям, согласно которым директор – фигура закулисная, сам Владимир Кехман выходил на поклоны.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков