Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

На дряблых парусах

Новая постановка «Летучего голландца» в Мариинском театре оказалась образцом ненамеренного ретро

Ведомости / Среда 27 февраля 2008
Валерий Гергиев, музыкальный руководитель спектакля и художественный — всего театра, заявил, что рассчитывает эксплуатировать «Летучего голландца» четыре-пять сезонов. Однако спектакль выглядит так, будто уже держится в репертуаре лет тридцать.
Эту оперу Вагнер сочинил в молодости, когда кое-что человеческое было ему еще не до конца чуждо. В «Голландце» уже слышны предвестья грядущих великих, ужасных и, конечно, совершенно нечеловеческих «Тристана» и «Парсифаля», но есть немало уютного обывательского тепла, всяких девичьих песен и добрых немецких плясок. Эта опера про то, как в позитивистский мещанский мир из пучин иррационального является гордый и одинокий герой и (что для Вагнера само собой разумеется) этот мир разрушает.
Можно интерпретировать оперу как угодно (хоть бы перенеся действие в фитнес-клуб, как сделал Петер Конвичный в Большом театре), но без этого конфликта нет «Летучего голландца». У постановщика спектакля в Мариинском театре англичанина Йана Джаджа его и нет.
На суперзанавесе громоздятся экспрессионистски написанные скалы. На сцене — море из волнующихся тряпок, потом, грохоча и грозя развалиться, выезжает гигантский нос корабля, на него опускается такой же циклопический вялый парус. В обиталище моряка Даланда и его дочки Сенты веселые пряхи в «аутентичных» нарядах запевают про «Крутись, колесо». Сента (Ольга Сергеева) в длинном платье электрик поет балладу о роковом Голландце, стоя на пунцовом кресле. Потом эта смелая цветовая гамма (художник Джон Гантер, костюмы Тима Гудчайлда) разовьется в красной шали Сенты и в алой кривой дорожке на полу, залитом синим светом. Она, должно быть, символизирует щель в ад, порождением которого Голландец и состоит.
Мизансцены выдержаны в том же стиле режиссуры 1970-х. В ансамблях герои нарезают круги (в терминологии старой актерской школы это называлось «осваивать пространство»), кроме того — в ногах правды нет! — периодически залегают на планшет и пропевают там свои драматические монологи. В Голландце Владимира Ванеева, снабженном кудрявым париком и романтическим плащом, ничего инфернального — он плоть от плоти этой традиционной оперной пошлости. Возможно, харизма Евгения Никитина, певшего заглавную партию на фестивале в Баден-Бадене, где спектакль был показан впервые в январе, способна разорвать путы рутины, но в отсутствие одного из лучших мариинских баритонов оставалось утешаться разве что убедительной вокальной работой Михаила Петренко — Даланда.
Гергиевский оркестр, начавший довольно кисло, чем дальше, тем больше набирал привычные яркость и энергию, но общий художественный результат это, увы, не спасло. Санкт-Петербург

Жертва пожара. Этот «Летучий голландец» сменил поставленного десять лет назад Темуром Чхеидзе в сценографии Георгия Цыпина, декорации которого сгорели в 2003 г. Вышло как часто бывает в Мариинском театре: новый спектакль оказался хуже старого.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков