Театральная критикаРадио с пейзажем«День радио», став из спектакля фильмом, проиграл в артистизме, но приобрел многозначностьВедомости / Пятница 21 марта 2008 Московская театральная компания «Квартет И», перенеся в прошлом году на экран свой второй спектакль «День выборов», теперь проделала то же самое и с первым «Днем радио». «День радио» скетч про некое «Как бы радио», где из-за тотального раздолбайства пришлось в пожарном порядке менять тему радиомарафона. В качестве таковой местные креативщики придумывают взять спасение терпящего бедствие корабля с сотнями редких животных корабль этот они раздули из чахлой новости про какой-то маленький катер с несколькими цирковыми зверями на борту. Бойкие радийщики, попутно напиваясь, сплетничая, выясняя запутанные отношения (поскольку, разумеется, все со всеми спали), через вереницу гэгов разного уровня, из которых главный всеобщее отравление протухшими пирожками, благополучно разруливают свой лжемарафон. В спектакле, понятное дело, катера нет, в фильме он материализовался. И мы при помощи спецэффектного полета регулярно скачем из московской студии в бухту Находки и назад. Характерный для кино монтажный прием «а тем временем где-то
» тут только вредит: на сцене была ритмическая непрерывность, актеры лихо гнали действие вперед, ритм же фильма (100-минутного!) периодически вянет, провисает. Экран естественным образом укрупнил достоинства и недостатки исполнителей. Квартетчики, прежде всего идеально пригнанные друг к другу Леонид Барац и Ростислав Хаит, работают с легкостью и точностью блестящих эстрадных артистов. А вот музыкальный деятель Михаил Козырев, изображающий программного директора «Как бы радио», просто неорганичен. Наконец, главная утрата Алексей Кортнев. В спектакле он со своим «Несчастным случаем» поет множество пародий своего сочинения на все песенные жанры от густопсовой попсы до каэспэшного нудежа. Там были настоящие шедевры, но все они перекочевали в фильм «День выборов», «Дню радио» досталась прискорбно диетическая доза Кортнева и неведомо зачем вставленные камео Лагутенко, Арбениной и других с собственным репертуаром. Главное приобретение несколько важных акцентов, давших приращение смысла. «День выборов», сделанный «по профессии» чище, тем не менее немножко пугал полным довольством авторов/героев собою. Ничего, кроме радости, что остроумные прохиндеи, которым все равно что пиарить, так ловко развели окружающую их глупую жизнь, не было. В «Дне радио» уморительная байда про якобы гибнущих подкустового выползня и кролика-зануду в какой-то момент вырывается из студии и накрывает собой огромный ночной город. Напоминая, что радио вообще-то средство массовой информации и у этого средства есть цель какова же она? Другой акцент: неожиданно серпантин комических перипетий зависает, и Козырев вдруг говорит: «Мне 40 лет чем я занимаюсь? В моем возрасте
» и т. д. А благодаря катеру прибавился порт, привычно жуткий промышленный пейзаж, экипаж два необыкновенно убедительных народных типа. То есть студия «обычной FM-радиостанции», исторгающей популярную ушную лапшу, находится не в выморочном пространстве отгламуренной Москвы, но все-таки в России. На что есть и сочное указание: когда мотор катера в очередной раз глохнет, камера наезжает на вьющийся на мачте триколор. Универсалы Продукты «Квартета И» – тотально авторские. Режиссером «Дня радио» значится Дмитрий Дьяченко, но авторы сценария, исполнители основных ролей, наконец, продюсеры – Барац, Хаит и компания. |