Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Сладкий сон

«Дядюшкин сон» — одна из самых популярных на театре вещей Достоевского. Прежде всего благодаря роскошным ролям для двух актеров-мастеров. В БДТ их отдали на откуп Алисе Фрейндлих и Олегу Басилашвили.

Ведомости / Понедельник 12 мая 2008
Эта повесть — ранний ФМ, в ней уже есть многие его фирменные черты (вроде знаменитых многофигурных скандалов) и обещания фантасмагорий, пучин роковых страстей и бесовского круженья из более поздних текстов. Но это еще и отменно скроенный анекдот про то, как губернская львица Марья Александровна Москалева затеяла выдать дочку Зину за князя-рамоли, да просчиталась.
Режиссер Темур Чхеидзе не соблазнился модным трендом «ставить всего автора», вчитать в «Дядюшкин сон» «Карамазовых» и «Бесов». Хотя сценография Эмиля Капелюша что-то такое имела в виду: пустое темное пространство рассекают легкие занавески, наклонный помост с кривоватыми ступеньками — шаткая опора, все зыбится, персонажи возникают из колыхания белой пелены и в ней же исчезают. Но в глубине. А на авансцене — вполне реалистические стол, самовар и прочие атрибуты мещанского житья-бытья города Мордасова. Режиссерски спектакль сделан по лекалам добротного психологического театра.
Единственное «фантазийное» предприятие — романс, которым Зина обольщает ветхого, но сластолюбивого князя К. Есть такие трудные места в прославленных пьесах: Саломея или Нора у Ибсена танцуют, бесприданница Лариса поет и т. д., повергая окружающих в восторг и экстаз, — и как это делать? Ведь в восторг должен прийти и зал. Романс Зины из этой серии. Капелюш уставил москалевский дом старинными музыкальными аппаратами и часами, они периодически потусторонне звякают и бьют (композитор Александр Кнайфель). И вот очень юная и очень красивая Полина Толстун под этот перезвон мелодекламирует кусочек из пушкинской «Сказки о медведихе» — получается странно-впечатляюще.
Полиной Чхеидзе откровенно любуется — здесь, кажется, самое лирическое его проявление. Вообще же режиссер в актерах не столько, как велел Немирович-Данченко, умирает, сколько засыпает. Алиса Фрейндлих в освоении огромного массива роли Москалевой явно была предоставлена самой себе — и, будем надеяться, по мере жизни спектакля величайшая мастерица кружевных деталей его освоит полностью. Пока многие сцены грешат однообразием красок и приемов. В свою настоящую силу Фрейндлих играет две: уговаривая дочь участвовать в интриге, она воспламеняется каким-то искусительным адским пламенем, и по ней чуть ли не бегают его синие языки. А когда все рухнуло, Москалева выходит постаревшей, потухшей, помертвелой — актриса в очередной раз являет свое феноменальное умение полностью преображаться внутри одной роли.
Олег Басилашвили верен установившейся театральной традиции очеловечивать князя, у Достоевского все-таки вполне карикатурного старикашки с «куриным сердцем». После блестящих дивертисментов на тему полуразвалившегося, но молодящегося бонвивана, заставивших вспомнить лучшие создания актера в гротескном регистре (вроде Джингля в «Пиквикском клубе»), раздаются ноты тоски по непоправимо неудавшейся жизни, пробуждающие в памяти, в свою очередь, «Дядю Ваню». Отрадно, что в тщательно обдуманной и отделанной работе совсем не чувствуется проскальзывавшей у Басилашвили в последние годы некоторой усталости от профессии.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков