Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Жар жизненных глубин

В освоении оперы Шимановского «Король Рогер» Мариинский театр выбрал оптимальный путь

Ведомости / Понедельник 21 июля 2008
Валерий Гергиев упорно гнет свою просветительскую линию, пытаясь приохотить публику к музыке XX в.
«Король Рогер» в Польше — абсолютная классика, у нас — такая же диковина. В Мариинском театре не стали впадать в неофитский жар «сами с усами» и позвали специалистов — польскую бригаду, уже осуществившую эту постановку в прошлом году во Вроцлавском оперном театре. Предыдущая мариинская работа той же команды — «Мадам Баттерфлай» трехлетней давности. Тогда режиссер Мариуш Трелинский и художник Борис Кудличка показали, что и мелодраму можно сделать со вкусом, сейчас эти их умения весьма пригодились.
История, рассказанная в «Короле Рогере», закутана в символистские словесные («Жар таинственных глубин жизни разжигаю я своей всемогущей рукой»; либретто Ярослава Ивашкевича) и скрябинско-импрессионистические музыкальные одежды, однако под ними она достаточно проста. На мифологической Сицилии XII в. является загадочный Пастух, открывающий народу, королеве Роксане и самому Рогеру мир дионисийской чувственности. Которой все они, воспитанные в христианской аскезе, сначала противятся, а потом радостно покоряются.
В 29 лет Кароль Шимановский попал на Сицилию, где пленился тамошними эфебами во вкусе пионера гомоэротической фотографии барона фон Глёдена, три года спустя вкусил прелести Востока, а в 1926-м этот процесс самоопределения привел к «Рогеру». Легко представить, какими потоками густой пошлости залили бы сцену многие режиссеры. К счастью, в спектакле ничего такого нет. Во втором (самом удачном) акте королевский дворец представлен гостиной буржуазного дома со стеклянными стенами в сад, обозначенный тенями тревожно колеблемой ветром листвы. Здесь скорее могло бы разворачиваться действие «Теоремы» Пазолини, с которой сюжет «Рогера» пересекается.
В первом акте — темное пространство, нечто вроде современной церкви, куда приводят искусительного Пастуха в белых свободных одеждах, пластикой напоминающего фон-глёденовских моделей. В третьем — почти пустая светлая больничная палата, где король мучительно обретает свою новую сущность.
Любителям буйных эффектных приемов в работе Трелинского их не хватит. Сторонникам уважительного отношения к музыкальному материалу и к произведению в целом окажется близкой элегантная корректность постановщика: режиссерских красок ровно сколько нужно.
Маэстро Гергиев, высоко оценивающий достоинства партитуры, вместе с оркестром убедительно доказал эту свою позицию. Украсили премьеру и польские певцы, составившие интересную драматургию голосов: мужественный баритон Анджея Доббера — Рогера, мягкий славянский тенор Павло Толстого — Пастуха (в контрасте с более острым холодным тенором мариинца Сергея Семишкура, которому отдана партия советника короля Эдриси) и парящее надмирное сопрано Эльжбеты Шмытки — Роксаны.

Эдинбургские гвозди
Директор Эдинбургского фестиваля Джонатан Миллс считает, что августовские гастроли Мариинского театра «Король Рогер», «Алеко», «Семен Котко», «Очарованный странник» и концертные программы станут гвоздем его афиши.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков