Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Точная механика

Третий фестиваль «Александринский» еще в разгаре, но показанные на нем два спектакля Михаэля Тальхаймера позволяют утверждать: на этом фестивале уже случилось важнейшее событие петербургского театрального сезона

Ведомости / Понедельник 22 сентября 2008
Из берлинского «Дойчес театр» в Петербург привезли «Фауст. Часть I» (2004) и прошлогоднюю премьеру — спектакль «Крысы» по пьесе Гауптмана. Обе постановки роднит поразительное мастерство, выделанность, отточенность всех компонентов до совершенства. И то, что превосходные инструменты языка служат не самодемонстрации, а содержательному высказыванию. Притом не схоластически-сухому, но интеллектуально-чувственному. К Тальхаймеру подходит пушкинская формула «душу мне наполнил страстью, ум сомненьем взволновал».
«Фауст» идет два часа, «Крысы» — полтора. Из философской трагедии Гете убрано все оперно-фольклорное (Михаэла Барт одела ее героев, как и героев Гауптмана, в условно современное платье), история изложена коротко и ясно. Фауст, молодой, но помертвелый от осознания: жить незачем, поддается на искус Мефистофеля, грубоватого, очень узнаваемого парня. Который пытается заполнить Фаустову экзистенциальную пустоту сладенькими земными удовольствиями, а в результате гибнет славная нежная девушка: теряет ребенка, разум, человеческий облик.
Свен Леманн, играющий Мефистофеля, в «Крысах» предстает каменщиком Йоном. Пьеса Гауптмана, написанная на рубеже 1910-х, следуя канону школы немецкого натурализма, живописует свинцовые мерзости берлинской жизни. У этого самого Йона жена родила, сын скоро помер, жена подговаривает польскую прислугу, забеременевшую от проезжего молодца, отдать будущее дитя ей. Дело сладилось скверно: в ходе трагикомических разборок всех со всеми полячку убивают, а фрау Йон выбрасывается из окна.
Сценограф Олаф Альтманн в «Фаусте» выстроил высокое темное пустое пространство с одной кроватью посреди. В «Крысах» вообще придумана штука гениальная: зеркало сцены перекрыто коричневой плоскостью, в которой примерно на трети высоты — щель меньше человеческого роста. Из глубины в эту узкую прямоугольную прорезь выдвигаются персонажи, в глубине и пропадают. Ходить можно только согнувшись, сведя колени, враскоряку. Метафора угнетенности, придавленности, воспринимаемая с такой же полнотой нервного ощущения, как скрип ножа по стеклу.
И Фауст — Инго Хюльсманн буквально каменеет мыслью: «Какой я бог! Я червь слепой», Мефистофель же дает ему свободу в чисто телесном ее выражении. Актеры у Тальхаймера необыкновенно точны пластически и интонационно, оттого каждое слово и жест кажутся необходимыми и единственно возможными. Режиссер добивается редчайшего в любом искусстве — мудрой простоты. Его язык скуп, экономен до лапидарности, он не пользуется практически никакими театральными спецэффектами: только актеры, только диалоги и мизансцены (ну и свет, конечно, отменный). Но правдивость внутренней жизни и ее концентрация таковы, что умозрительные категории вроде добра и зла овеществляются, приобретают кровь и плоть.
Тальхаймер — одно из доказательств: ум и вкус суть одно и то же. Особенно в такой от природы глуповатой сфере, как театр.
Санкт-Петербург

С нашего стола
За российскую часть международного фестиваля отвечает худрук Александринского театра Валерий Фокин: завершает проект блок из четырех его постановок на этой сцене.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков