Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

В сторону Моцарта

Мариинский театр открыл для русской сцены «Идоменея» — оперу о страданиях критского царя

Ведомости / Четверг 19 февраля 2009
Валерий Гергиев последовательно кроит афишу своего театра по европейской моде. В Европе «Идоменей, царь Критский» ставится часто, у нас его не было никогда. Так что за возможность услышать оперу живьем дома уже надо быть благодарным.
Увы — театр — не только услышать, но и увидеть. Должно быть, австрийскому режиссеру Михаэлю Штурмингеру и драматургу Дереку Веберу не давали покоя лавры креативных коллег, которые в 2006-м в берлинской Deutsche Oper заставили Идоменея выносить отрубленные головы Христа, Будды и Мохаммеда, что привело к вселенскому скандалу. Г-н Вебер пишет: «Ужасы войны — кровавые битвы, убийства невиновных людей — преследуют царя в его подсознании». Идоменею в дыму являются призраки в камуфляже. Берег Крита, куда море выбрасывает спасенного от бури царя, возвращавшегося с Троянской войны, художники Ренате Мартин и Андреас Донхаузер представили как портовый терминал: зал ожидания, спасатели в оранжевых жилетах ведут уцелевших пассажиров… в общем, всякий сто раз видал эту среднеевропейскую сценографию и режиссуру, ставшую за последние десять лет глубокой рутиной.
Впрочем, есть и оригинальные глупости. Коли в первом акте имеется бронежилет (в него на наших глазах облачают Идоменея), в последнем он должен выстрелить. И вот в финале, где Электра (Жанна Домбровская) в остервенении поет знаменитую арию D'Oreste, d'Ajace и пытается заколоться, у нее изымают кинжал, а она хватает припасенный пистолет и палит в подвернувшегося Идоменея (Евгений Акимов). Тот грузно валится наземь, но, полежав, встает, расстегивает рубашку и выковыривает застрявшую в бронежилете пулю. В зале аплодисменты и хохот. На каковой режиссер вряд ли рассчитывал: все же это опера seria, а не зингшпиль вроде «Волшебной флейты».
Музыкальная сторона спектакля искупила сценическую. Пели все хорошо, лучше всех — Анастасия Калагина (Илия). В арии третьего акта Zeffiretti lusinghieri ее невесомый хрустальный и одновременно проникновенно теплый голос и высокая не просто вокальная, но музыкантская культура заставили увериться, что и на русской сцене возможен настоящий Моцарт. Был он и в последующем ее дуэте с Идамантом (Наталья Евстафьева, эта партия написана для меццо-сопрано), и, что особенно дорого, в квартете Andro ramingo e solo. Надо думать, участие в подготовке оперы концертмейстера Кристиана Коха, прежде сотрудничавшего с Арнонкуром и Даниэлем Хардингом, не прошло даром.
Валерий Гергиев увеличил предусмотренный композитором состав из двух десятков музыкантов, оркестр звучал крупновато, но все равно любовно и с тонкой выделкой — моцартовские деликатности не пострадали от знаменитого темперамента дирижера.
Санкт-Петербург
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков