Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Настройка инструментов

Александринский театр тренируется на “Живом трупе” Толстого

Ведомости / Среда 27 декабря 2006
В предпремьерных интервью постановщик обещал, что никаких цыган не будет. Профессор Александр Чепуров, заведующий научно-исследовательской частью Александринки, ссылался на некую раннюю редакцию, где будто бы цыгане не фигурируют. Тут есть некоторое лукавство: у “Живого трупа” нет ранних и окончательного, узаконенного автором вариантов. Толстой написал свою “драму-комедию” (по собственному его жанровому определению) в 1900-м, счел ее баловством и заявил: “Когда умру — играйте”. Что и было сделано в 1911-м — пьесу за девять месяцев поставили в двух с половиной сотнях русских трупп и сыграли девять тысяч раз. При напечатании ее издатели ссылались на несколько разнящихся списков с авторской правкой, из которых они скомпилировали некий общий текст. Цыгане везде, даже в набросках, присутствуют, но все-таки, согласимся, “Живой труп” (как “Борис Годунов” и “Князь Игорь” в опере) позволяет производить с собой довольно существенные операции, не боясь упрека в нарушении авторской воли.
Этим позволением Валерий Фокин воспользовался сполна. Что в свое время мгновенно сделало пьесу общенациональным хитом? Кроме культового статуса Льва Толстого, это, конечно, детективно-мелодраматическая интрига, смачные характеры (прежде всего близкий всякому великороссу Федя Протасов — беспутный, но прекрасный душою), необыкновенно выигрышный для театра антураж — светская жизнь с князьями и камергерами, перемежаемая цыганским загулом с подробно указанным репертуаром хора, макабрическими притонами и, наконец, судом. В общем, чем не Борис Акунин?
Фокин Акунина из “Живого трупа” последовательно вытравил. Первый план — сюжет — не только не педалируется, а даже как-то растушевывается. Интрига тонет в намеренно невнятно произнесенных репликах. Толстой негодовал на современный ему театр, где все говорят “по очереди”, а надо, как в жизни, неправильно и одновременно. В этом смысле нынешний спектакль должен бы ему понравиться, но не уверен, что зритель, не перечитавший предварительно пьесу, разберется, кто кому муж, сестра и мамаша и что они друг дружке сделали. Цыган в самом деле нету никаких. Осталась только Маша, но тут она стриженая, резкая, типа, курсистка, навещающая любимого Федю в его берлоге и приносящая ему то бутылку, то суп в стеклянной банке, то трогательный отросток столетника.
Художник Александр Боровский построил не жирную душевную Москву (на которую есть косвенное указание в пьесе), а прозрачный, элегантный Петербург. Пространство расчерчено висящими в воздухе лестницами с ажурными перилами и поделено сетками (вряд ли сценограф знал, но это две детали интерьера “Крестов” — знаменитой петербургской тюрьмы). Сверху донизу высится полупрозрачная шахта лифта. Из оркестровой ямы с тяжким гулом поднимается площадка, где выгорожена Федина конура: он там дрыхнет пьяный.
Короче, дегероизация полная. Сергей Паршин, мягкий округлый увалень, фактурно противоположный своему предшественнику в этой роли на этой сцене — легендарному трагику Николаю Симонову, играет именно опустившегося субъекта. Все возвышенные мотивировки — что, мол, пьет он от невыносимости окружающей лжи и оттого, что “быть предводителем, сидеть в банке — так стыдно, так стыдно”, — не только не поданы крупно, но пробормотаны, зажеваны. Единственное достоинство этого Протасова — органичность, правдивость на фоне лжи, и впрямь его обступившей. Жена и друг откровенно фальшивят, матери их вполне лицемерны, благовоспитанный резонер князь Абрезков таков же и, в общем, по Фокину, никто не лучше никого.
Ближе к концу (в начале шестого, последнего у Толстого акта) строго размеренное течение мизансцен нарушается прямо-таки сатирой. В лифт вскакивают полуголые визжащие девки и двое мужчин без штанов, но в форменных кителях. Кабина взмывает, низвергается, едет вверх — тут грянула пресловутая вытравленная вместе с цыганами “Не вечерняя”, которую композитор Леонид Десятников превратил в истерический рваный квазифрейлехс. Минуту спустя сии сластолюбцы из лифта оказываются судебным следователем и его подручным — таким образом, слова Протасова, изобличающего этого следователя в безнравственности, получили от режиссера весомое подкрепление. Но к чему под конец истории заводить разговор про то, что в довершение общей скверности еще и власть нехороша?
Однако это один из немногих эмоциональных моментов. Десятников вообще отвечает за эмоциональность в этом изрядно суховатом произведении. Препарированную “Не вечернюю” музыкантское ухо обнаружит и в трио для фортепиано, скрипки и виолончели, которое звучит вживую: в глубине все персонажи как бы слушают его на концерте, а на первом плане Федя безуспешно пытается застрелиться. И в конце — музыка с “Не вечерней”, заглушаемая гулом публики, распивающей шампанское. Протасов неприкаянно слоняется посреди этого равнодушия, набредает на лифт, кабина с ним возносится — изнутри выстрел. Все. Финальные мелодраматические возгласы (“Прости меня… Как хорошо” и т. п.) купированы.
И правильно. Даже Немирович-Данченко однажды написал Чехову: “Не следует говорить о таком великом человеке, как Толстой, что он болтает пустяки, но ведь это так”, — а у Валерия Фокина безупречный вкус.
Которым отмечен и “Живой труп”. Он не сделает счастливым и даже вряд ли увлечет, но он полезен. Хотя есть актерский разнобой, кто-то работает “как в кино”, кто-то — “как в театре”, но все-таки спектакль отличает высокий уровень театральной культуры. Когда-то в Александринке играли размашисто, ярко и точно, потом — размашисто, грязно и пошло. При Фокине растренированная и разношерстая труппа очевидно собирается и растет. У Десятникова есть еще один музыкальный фрагмент: пианистка стоя перебирает клавиши, будто настраивая инструмент. Еще не целостное произведение, но уже музыка. С вдребезги расстроенным здесь театральным делом происходит нечто подобное.

Современные русские композиторы: Леонид Десятников
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков