Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Влюбилась и заблудилась

Опера Дворжака в “Геликоне” — уже не старом, еще не новом

Ведомости / Четверг 27 апреля 2006
Это не опера Даргомыжского по Пушкину, где девушка от несчастной любви обратилась в русалку и теперь временами заплывает в наш репертуар. А одноименная опера Антонина Дворжака, где, наоборот, русалка обратилась в девушку, чтобы ее полюбил Принц. Что из этого вышло, европейскому зрителю известно, нашему нет. Премьера спектакля “Геликон-оперы” состоялась в прошлом году, когда отмечалось 200-летие Андерсена (чья “Русалочка” — один из источников либретто), но тоже не у нас, а в датском Орхусе. Московский театр ремонтируется, а тем временем живет на чемоданах: его премьеры проходят в разных городах Европы, мы же их не видим. Правда, в этом сезоне главный режиссер “Геликона” Дмитрий Бертман по предложению Мариинского театра перенес туда постановку “Набукко” Верди из французского Дижона. А “Русалка” датского происхождения теперь обосновалась несколькими этажами ниже радиостанции “Эхо Москвы” — в бывшем помещении театра Александра Калягина, как раз уехавшего в новое здание.
Хочется верить, что эта прописка ненадолго. Хотя в здании на Арбате и удалось выгородить пространство для оркестровой ямы, акустики в нем попросту нет — и это одна из причин, почему музыкальная работа театра совсем не радует. Но и других причин хватает. Дирижер Нильс Муус, который сперва выпускал “Русалку” на своей и Андерсена родине, очень внимателен к певцам и оркестру, искренне любит красивую чешскую музыку Дворжака, но результат все же не впечатляет: если духовые образуют приличный ансамбль, то струнные нередко расходятся друг с другом, а то и фальшивят. Видимо, мобилизовать оркестр “Геликона” не каждому удается так, как Владимиру Понькину.
Не могу судить обо всех певческих составах (на каждую партию заявлено минимум по три артиста), но предпремьерный состав показал фирменную геликоновскую артистичность и выучку партий (а опера идет на чешском языке, как в оригинале), и все же вокалу Светланы Создателевой (Русалка) и Ксении Вязниковой (Баба-яга) сильно не хватало связного звуковедения, не говоря уже о кантилене, а Николай Дорожкин (Принц) пел с трудом и распелся лишь к концу. Опытная Татьяна Куинджи (Чужеземная княжна) и молодой Андрей Серов (Водяной) справились с партиями благополучнее.
Работа Дмитрия Бертмана кажется заблудившейся. Она уже мало напоминает дурачества 90-х гг., хотя сказочная Чужеземная княжна в виде стервозной бизнесвумен или Лесник с гитарой — именно оттуда. В постановке нет и продуманной метафоричности, которую отличали более поздние спектакли Бертмана и его соавторов, сценографов Игоря Нежного и Татьяны Тулубьевой, по операм Яначека, Пуленка и Прокофьева, хотя пара-тройка метафор есть и здесь. Режиссер продекларировал намерение поставить “Русалку” как сказку для детей — но и в этом аспекте она менее увлекательна, чем был телевизионно-китчевый “Кащей Бессмертный”. Видимо, Дмитрий Бертман и “Геликон-опера” находятся в преддверии нового этапа, на котором должны появиться не только новый зал и новая сцена, но и новые художественные принципы.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков