Театральная критикаШведский хор на ПасхуВ трудном юбилейном году Моцарта нам подпели добрые гастролерыВедомости / Четверг 04 мая 2006 Побывав на первом из двух концертов, могу с радостью подтвердить, что шведский хор действительно оказался хорош. Звучит он стройно, чисто, прозрачно. 32 певца способны создать не только камерную, но и яркую, блестящую звучность. В общем, про Камерный хор Шведского радио можно сказать те же слова, что и про любой хороший камерный хор, добавив, что качественная школа и добрые традиции хорового пения, которыми славится Северная Европа, нашли в его искусстве прямое воплощение. Между тем едва ли, подводя итоги сезона, критики вспомнят об этом концерте и занесут его в число неизгладимых художественных впечатлений. Да и трудно было на это рассчитывать, выбирая в качестве центрального опуса в концерте Реквием Моцарта. Нет, конечно, этот шедевр можно слушать бесконечно, не уставая восхищаться каждым его тактом. Но все же в московских залах Реквием Моцарта звучит примерно с той же частотой, что и Первый концерт Чайковского или Второй концерт Рахманинова. Особенно в нынешний, юбилейный год Моцарта. Превратить исполнение этой партитуры в особое событие можно, лишь имея некую нестандартную исполнительскую концепцию или искусно созданный контекст. Скандинавы же не предложили ничего большего, нежели грамотное, технически совершенное исполнение. Квартет солистов был неплох, но, увы, не ровен: в худшую сторону иногда выделялся грубоватый бас. Особенно же огорчил инструментальный состав. К хору был присоединен Таллинский камерный оркестр, чья игра досадно испортила аккуратную звуковую картину, созданную вокальными силами. Таллинский камерный — оркестр нормального среднего качества, каких полдюжины имеется и в Москве. Стиль его исполнения весьма старомоден: хотя в составе есть две натуральные трубы, в остальном он ничем не напоминал аутентичный моцартовский оркестр. Можно закрыть глаза и на это — не всем же следовать догме исторического исполнительства. Но даже и в академических рамках оркестру не всегда удавалось соблюдать гигиену: вступления были робки и порой неточны, в ответственных пассажах струнные слегка рассыпались, трио тромбонов плохо сливалось, а один из тромбонистов, игравший соло в Tuba mirum, наделал столько брака, что показалось — сидишь на концерте районной музыкальной школы. Руководство программой было отдано дирижеру хора Фредрику Мальмбергу, в чьем послужном списке, кстати, отмечается сотрудничество с видными барочными оркестрами Скандинавии. Однако слыша вялый и академичный Реквием, выходивший под его руками, трудно было в это поверить. Столь же усредненно прозвучала в первом отделении моцартовская Коронационная месса (ее у нас играют много реже). Спасибо хочется все же сказать за оркестровый раритет, открывавший программу: это была Увертюра к спектаклю “Олимпия” Йозефа Мартина Крауса, немецкого композитора, современника Моцарта, работавшего при дворе шведского короля и прозванного “шведским Моцартом”. Увертюра оказалась хороша многими оригинальными ходами и драматической незавершенностью. В целом концерт не стоил бы особых слез, если бы не был частью Пасхального фестиваля. В предыдущие годы фестивальная программа была интереснее. Камерные программы случались не только звездными, но и очень содержательными, а сейчас их просто нет. И гостевые коллективы отборного уровня, которые могли бы оттенить победительный стиль оркестра Мариинского театра, тоже исчезли. До сих пор нельзя забыть сильнейшее впечатление, которое подарил нам Collegium vocale Gent во главе с Филиппом Херревегом, исполнивший в 2004 г. аутентичные “Страсти по Матфею” Баха. В этом же году все знаменитые гастролеры выступают в программах Валерия Гергиева и представляют лишь мейнстрим. Что, конечно, обедняет, казалось бы, многоцветную и богатую картину Пасхального фестиваля. |