Театральная критикаУгадали мелодиюГоспремия наметила систему приоритетовВедомости / Вторник 13 июня 2006 Начиная с прошлого года Госпремий стало меньше (всего три), зато они выросли в цене (5 млн руб. каждая). Одна теперь вручается интеллигентному шестидесятнику, другая — действующему музыканту с мировым именем, третья — авторскому коллективу, создавшему нечто достойное внимания вдалеке от Москвы. Это, конечно, не регламент, но так было в прошлом году, так вышло и в этом. В прошлом году в условно первой категории лауреатом стала Белла Ахмадулина, в этом — Алексей Баталов, сыгравший свои знаменитые роли (“Летят журавли”, “Девять дней одного года”) примерно тогда же, когда Ахмадулина написала свои этапные стихи, а после второй волны массового успеха (“Москва слезам не верит”, 1980) ушедший в педагогику. Формулировка точна — “за создание художественных образов, ставших классикой отечественного киноискусства”. В условно второй категории Госпремия ориентируется на мировое признание, а значит, улыбается прежде всего музыкантам. В прошлом году была премирована Анна Нетребко, теперь — Михаил Плетнев. Как ни хороша Нетребко, с Плетнева можно было и начать: он не просто гордость русской школы, но один из лучших пианистов в мире, а кроме того — создатель и дирижер частного оркестра, называющегося Российским национальным. Формулировка — “за выдающееся исполнительское мастерство и новаторство в области музыкального искусства, открывшие новую страницу в отечественной и мировой культуре”. Снова точно. Условно третья премия смотрит не в Европу, а, напротив, вглубь России. В прошлом году ею отмечали реставраторов церкви под Новгородом. В этом году премию получили трое из создателей балета “Сказание о Йусуфе”, либретто которого является татарским вариантом ветхозаветной легенды об Иосифе. Артист балета Нурлан Канетов, композитор Леонид Любовский, писатель Ренат Харисов премированы “за развитие традиций национального эпоса в современных условиях диалога культур”. Точно ли? Наверное. Только вот балет этот поставлен в казанском Театре имени Мусы Джалиля еще в 2001 г., рассматривался экспертами Национальной театральной премии “Золотая маска”, но даже не был пропущен в конкурс. Разумеется, у экспертов Госпремии может быть иное мнение. Тем не менее выбор небезусловен. С одной стороны, высшая государственная награда и должна искать своих героев за пределами столичного информационного пространства, с другой же стороны — именно вдали от него особенно трудно сделать объективный выбор. |