Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Дар почтения к букве

Ростропович исполнил Шостаковича с образцовой верностью

Ведомости / Среда 27 сентября 2006
Стиль юбилейных мероприятий знаком нам давно, отчего за результат концерта, заранее объявленного как главное событие программы, посвященной 100-летию Шостаковича, впору было опасаться. Тревожные ожидания, по счастью, не оправдались. Разумеется, на подходах к Большому залу консерватории опять стояли милицейские кордоны, а в публике оказалось немало узнаваемых фигур, кому было необходимо поднести цветы и подефилировать в партере. Но погоды они не сделали.
Протокольная часть была недолгой и строгой: министр культуры Александр Соколов — музыковед-профессионал — деликатно перечислил все символические компоненты идеи. День, место, программа и участники концерта — все сошлось в неслучайном единстве. Даты сочинения Восьмой симфонии (1943) и Первого скрипичного концерта (1948) обозначили тот недолгий срок, когда Шостакович преподавал в Московской консерватории. Премьера Восьмой прошла в Москве, именно в Большом зале консерватории, и играл ее именно Гос-оркестр. В числе студентов, допущенных на генеральную репетицию, был Ростропович, с этого дня ставший преданным почитателем музыки Шостаковича, а впоследствии — другом и соратником. Сейчас, в юбилейный день, Мстислав Ростропович выступал в Москве впервые после восьмилетнего перерыва, и едва ли можно было выбрать лучший повод для появления на московской сцене.
Восьмая симфония, центральный опус юбилейного концерта, была исполнена Госоркестром и Ростроповичем безукоризненно. В ее интерпретации отсутствовали малейшие признаки персонального своеволия; такое исполнение даже не назовешь интерпретацией — настолько точно были соблюдены все авторские ремарки, темпы, нюансы и штрихи. Оркестр радовал звучным тутти, и ни один внешний эффект не вышел смазанным. Но и длинные меланхоличные соло (английского рожка и не только), и остроумные тембровые игры групп, и неторопливые полифонические ручьи растеклись и развернулись в ясную звуковую картину — все по нотам. Нет, такое исполнение не назовешь формальным: как раз в безмерном уважении к букве, ко всем предусмотренным автором деталям и состоит секрет верности духу произведения. А в медленной предфинальной Пассакалии возникло то драгоценное свойство, когда оркестр обретает общее дыхание, — и оно не исчезло до самых последних тактов.
Восьмая симфония раскрылась как многомерный текст, в который интересно вникать слушателю любого поколения, людям с разным жизненным опытом. О чем он сегодня? К чему в нашей жизни относятся пространные размышления первой части, что подразумевают сардонические танцевальные ритмы скерцо, каково имя зла, явленного в механической токкате, откуда там же возникает юмор, доставляющий столько удовольствия? О ком скорбим в Пассакалии? И что обещает свет заключительных тактов? Сегодня бессмысленно спорить, говорит ли Восьмая о переживаниях, связанных с войной, или же ее предмет — “душа и колючая проволока”, как у Солженицына. Она о том, другом и большем, что каждая эпоха представляет в собственном свете. Из всех 15 симфоний Шостаковича Восьмая менее других снабжена литературными или биографическими подпорками, она лишена опор на какую-либо нормативную эстетику. Вопрос лишь в том, как она соотносится с мироощущением, привычками и стереотипами отдельно взятого слушателя. Возможно, в этот день родилось две тысячи субъективных интерпретаций — столько, сколько слушателей было в зале. Ростропович и Госоркестр смогли создать для этого все объективные предпосылки.
В Первом концерте для скрипки с оркестром, более камерной (и более субъективной) партитуре, сыгранной столь же ответственно, оркестр и Ростропович дали прозвучать солисту: Виктор Третьяков играл с присущей ему самоотдачей, темпераментом и мастерством. В целом Госоркестр России, переживший плохие времена и растерявший больше половины музыкантов, сегодня показал себя коллективом, справляющимся с капитальными задачами. Его главному дирижеру Марку Горенштейну делает честь и то, что оркестр был хорошо подготовлен, и то, что сам он уступил место Мстиславу Ростроповичу. Наверное, Госоркестру пора открывать новую страницу и приглашать за свой пульт больших дирижеров, пользующихся мировым авторитетом. В концерте под управлением Ростроповича оркестр не уронил марку того коллектива, что играл премьеру Восьмой более полувека назад. Ростропович же, исполняющий и записывающий музыку Шостаковича с первыми оркестрами мира, теперь и в России нашел уверенных сподвижников.
Столь личной причастности к музыке Шостаковича, как у Ростроповича, в этот вечер в зале не было ни у кого. Но он сотворил из личного общее, и общим стал именно Шостакович. Принимая овации публики, Ростропович просил адресовать их партитуре, высокую верность которой он только что доказал.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков