Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Территория Курентзиса

Современная музыка охватила страны и столетия

Ведомости / Пятница 20 октября 2006
Если среди идеологов фестиваля “Территория” — наряду с режиссером Кириллом Серебренниковым, актерами Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым, критиком Романом Должанским — появился музыкант Теодор Курентзис, значит, академическая современная музыка признана членом семьи актуальных искусств. И на концерт, несмотря на пугающее количество в афише незнакомых массам имен, собрались не только завсегдатаи авангардных музыкальных бдений, но и обычная, пусть и продвинутая публика. Три отделения экспериментов дались ей нелегко, но сам факт отступления от стандартов буржуазного концерта судом большинства был принят с пониманием.
Проект Курентзиса вполне соответствовал духу фестиваля — молодому, интернациональному, стирающему границы профессий. Рядом со свежими сочинениями современных композиторов стоял предсмертный опус Жерара Гризе — композитора французской спектральной школы, умершего в 1998 г., и “Песнь о земле” последнего романтика Густава Малера, умершего без малого сто лет назад. На сцене в различных комбинациях оказывались виртуозный в своем роде австрийский ансамбль современной музыки Klangforum Wien и немецкая барочная Доротея Милдз, изумительно солировавшая в “Четырех песнях, чтобы переступить порог” Гризе, памятная со времен перестроечных акций Наталия Пшеничникова, теперь ставшая певицей (певицей опять же в сугубо авангардном понимании), и чистейший хор Новосибирского оперного театра под управлением Вячеслава Подъельского. Знал свое дело и поэт-сюрреалист Дмитрий Яламас, к чьему сердцу был прикреплен датчик, и удары его сердца, конкурируя с дирижерской волей Теодора Курентзиса, диктовали слегка неровный метр ансамблю в партитуре Дмитрия Курляндского “Lacrimosa [анатомия боли]”.
30-летний москвич Курляндский, в его годы мастер с европейской репутацией, специалист по нетрадиционным звучаниям, придумал изумительный клекот хора и множество инструментальных эффектов, но в целом его опусу не хватило внутреннего развития. Два других автора тоже выполнили заказ на тему Lacrimosa, хотя назывались их опусы иначе: опытный украинский композитор Александр Щетинский в “видении старца” положил на музыку философские сентенции Григория Сковороды, близкие по смыслу настроению канонического латинского текста, и создал партитуру тонкую, естественную и вовсе не закрытую даже для неподготовленного слуха. Молодой композитор Сергей Невский из Германии написал свою вещь так, как прилично писать в просвещенной Европе, тем не менее ее заголовок “Взгляд издали” музыкального подкрепления не получил.
Уверенный задор исполнения, пряность музыкального языка и само ощущение необычности акции в филармонических стенах оттеснили заупокойные настроения на второй план. Гораздо печальнее звучала упомянутая вещь Жерара Гризе — неканонический реквием в четырех частях, оставляющий в надежду человечеству лишь слезы. Но и здесь торжествовала красота — ясный французский стиль, изысканный по гармоническому строю и инструментальным звучаниям.
А на исходе вечера внушительный заряд оптимизма принесла исповедальная “Песнь о земле” Малера, которую исполнили под управлением Теодора Курентзиса восходящая оперная прима Екатерина Губанова, опытный американский тенор Дональд Литакер и огромный оркестр, составленный из новосибирского оркестра Musica Aeterna и множества московских первачей. “Песнь о земле” прозвучала очень слаженно и спортивно — в ней не было и следа возвышенной немецкой тоски, напротив, Малер был трактован чуть ли не как бодрый композитор барокко: не случайно оркестр часто играл без романтической вибрации.
Каким боком Малер попал на фестиваль современного искусства? Именно таким, что, по Курентзису, само исполнительство — род современного искусства, а уж барочно-аутентичное — и подавно. Это авангард, как и музыка Курляндского, кому давно пора уже быть визитной карточкой нашего музыкального сегодня. Lacrimosa — это авангард по-русски. В нем нет критики общества, нет радикализма, нет сумасшествия. Зато игры и радости вдосталь.

Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков