Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Слишком много нот не бывает

Московский музыкальный сезон прошел в борьбе анархии с порядком

Ведомости / Четверг 24 августа 2006
Уже не первый сезон ключевым игроком на московском музыкальном поле является Московская филармония. Именно ей удалось привести полки артистов, оккупирующих московские подмостки, в подобие порядка. Но и Дом музыки шел тем же путем. Московская концертная жизнь плавно принимает форму абонементов, в которых учтены все лучшие артисты и коллективы, все они расписаны по категориям сообразно своей востребованности и предпочтениям слушателя. Слушателю тоже удобнее: в абонементах все понятно заранее, досуг можно планировать, избегая стрессов.
Альтернативой абонементам остались топ-события. В этом случае все наоборот: огромные растяжки по городу, целенаправленная реклама, ажиотаж, высокие цены и неуверенность в успехе попадания на концерт.
Триумфом порядка стал концерт звездной пары Анна Нетребко — Роландо Вилазон — топ-событие, тем не менее аккуратно встроенное в абонементный филармонический цикл. Благодаря абонементам в Москве блистали и другие звезды — к примеру, Жан-Ив Тибоде, Лора Клейкомб и Дебора Войт, украсившие филармонические абонементы. Или Вальтрауд Майер и Ангела Деноке, ставшие героинями концертного абонемента Большого театра. Или Владимир Юровский и Юкка-Пекка Сарасте, дирижировавшие в абонементах московских оркестров.
Триумфом импровизации стал Фестиваль симфонических оркестров мира, спешно, с громкими отменами и абы как сляпанной программой организованный к Дню России. Однако и он доставил нам несколько первостатейных фигур дирижерского подиума: Зубина Мету, Лорина Маазеля и еще мало известного у нас Мюнг Вун Чунга.
Звезды появлялись и на фестивалях: чего стоил хотя бы первый британский баритон Брин Терфель, ставший хедлайнером безразмерного и лишенного внятной художественной идеи Пасхального фестиваля Валерия Гергиева. Звезды появлялись и в одиночку: неброский концерт первой скрипачки Анне-Софи Муттер в рамках ее моцартовского тура подтвердил, что Москва становится одной из равноправных точек мирового концертного пространства. Тот же приятный факт констатировал и клавирабенд Аркадия Володося в Доме музыки: наконец-то всемирно признанный пианист с русскими корнями, продолжающий традицию Рахманинова и Горовица, смог проявить свой талант, виртуозность и фантазию на родной земле.
В среде отечественных музыкантов новых сенсационных талантов, пожалуй, не родилось. Разная публика верна своим кумирам: кто Михаилу Плетневу или Владимиру Федосееву, а кто Владимиру Спивакову или Денису Мацуеву. И все же героем сезона стоит назвать обрусевшего грека Теодора Курентзиса: молодой дирижер создал почти что новый жанр — оперный театр на концертной сцене. Объединяя различные силы, московские, новосибирские, петербургские и европейские, он сделал, одну другой лучше, четыре полноценные оперы — три Моцарта и одну Глюка — вне стен оперных театров.
Но ведь и Валерий Гергиев представлял “Тристана и Изольду” Вагнера на концертной сцене Зала им. Чайковского. Отчасти успех этого жанра объясняется тем, что в Москве встали на ремонт сразу несколько оперных театров. Оставшиеся сцены как раз ничего капитального не предложили, несмотря на труд именитых европейских режиссеров: обе “Волшебные флейты” — что от Ахима Фрайера в “Новой опере”, что от Грэма Вика на Новой сцене Большого театра — событиями не стали. Бледным зрелищем вышла “Война и мир” в Большом, из которой на последнем этапе выпал Мстислав Ростропович. Горячо обсуждалась разве что типично немецкая по постановочному стилю “Норма” Беллини, перенесенная в “Новую оперу” из Штутгарта. На этом фоне удачей оказался ностальгический моцартовский спектакль “Так поступают все женщины” Александра Тителя на малой сцене Театра им. Станиславского.
Современные композиторы не совершили в сезоне ничего такого, что взбудоражило бы интерес к ним широкой аудитории — относительно громкой премьерой стала только симфония “Сингапур” Владимира Мартынова. Фестиваль Леонида Десятникова прошел тихо и достойно. Концертный сезон в Рахманиновском зале консерватории, организованный композитором Владимиром Тарнопольским (именно с ним Большой театр ведет переговоры о написании следующей современной оперы), остался достоянием знатоков.
Зато инициатив в области старинной музыки стало еще больше. К фестивалю Early music добавился фестиваль “Антиквариум”. Науку аутентичного исполнительства наши музыканты перенимают у европейских коллег: событием сезона я бы назвал концерт московского оркестра Musica viva под мудрым и вдохновенным управлением сэра Роджера Норрингтона. И это тоже говорит о том, что Москва все органичнее чувствует себя европейским музыкальным городом.

Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков