Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Пятый фестиваль Мстислава Ростроповича завершился концертами Владимира Юровского

В двух программах счастливо сочлись гражданское высказывание и чистое искусство

Ведомости / Понедельник 07 апреля 2014
Как и на Третьем фестивале пару лет назад, Владимир Юровский выступал со своим Лондонским филармоническим оркестром. Как и тогда, было две программы — классическая и ХХ век. Военный реквием Бенджамина Бриттена, впрочем, тоже можно смело причислить к классике: его у нас исполняли еще в СССР, в новые времена дирижировал сам Мстислав Ростропович, в прошлом сезоне он звучал на фестивале Валерия Гергиева с участием Анны Нетребко. Миссия Юровского, однако, состоит в том — мы успели это осознать, но еще не успели привыкнуть, — чтобы стаскивать с экспонатов покрывало классики и возвращать им опасное человеческое содержание. Так было недавно с «Уцелевшим из Варшавы» Шенберга, который, предваряя исполнение Девятой симфонии Бетховена, напоминал, что миллионы покамест еще не обнялись. Так стало и с Военным реквиемом Бриттена, который, по мнению Юровского, стоило бы называть скорее антивоенным. Но даже и выражением пацифизма послание к обществу не ограничилось.
Юровский держал перед Залом Чайковского речь, лишенную полемического тона, но от которой в каждом из нас, если сидел, погиб сначала ура-патриот, а затем гомофоб. Отвращение к войне и сострадание погибшим — явный смысловой план Реквиема, но есть и подспудный, на который указал Юровский: и погибший в Первую мировую поэт Уилфрид Оуэн, чьи стихи сопоставлены с латинским текстом Реквиема, и сам Бриттен, и его друг Питер Пирс, для которого написана сольная партия тенора, и военный — один из четырех адресатов посвящения партитуры, в отличие от других трех — погибших, — покончивший с собой много после войны, в 1954 г., чувствовали себя изгоями в пору, когда граждане Британии еще преследовались за гомосексуализм. Пафос творения Бриттена, написанного к открытию нового собора в Ковентри, построенного на месте разбомбленного старого, сводит воедино пацифизм и протест против любого угнетения личности. Такое расширение смысла — деяние поэта. Но художественный замысел композитора приобретает объем в силу того, что частное высказывание помещено внутрь канонической заупокойной службы, говорящей о бессмертии. Лирический герой Бриттена словно слушает Реквием, хочет ему верить, но вместо этого задает миру и небу все новые вопросы.
Юровский точно последовал замыслу Бриттена: смысловая драматургия была подчеркнута расположением участников в пространстве. Левую и центральную часть занимали оркестр и хор (Капелла Юрлова), на фоне которых с балкона пылко солировала представительница славянского мира — болгарское сопрано Александрина Пенданчанска (в 1960-е композитор писал партию для Галины Вишневской). Справа находились интеллигентные мужчины, персонифицировавшие народы, которым выпало воевать друг с другом, — тенор Иин Бостридж (наследник Питера Пирса на британской сцене) и баритон Маттиас Герне (ученик солдата Второй мировой Дитера Фишера-Дискау) вместе с аккомпанировавшим им камерным оркестром под отдельным управлением дирижера Невилла Крида. Красоте и мощи оркестрово-хоровых фрагментов противостояли камерные исповедальные сцены вроде той, где авторская фантазия Уилфрида Оуэна создает диалог солдат — убитого и убившего. Примирял стороны ангельский хор мальчиков (училище имени Свешникова), находившийся где-то под небом — в фойе третьего амфитеатра.
Во второй программе, где Юровский уже не говорил, а только дирижировал, место занимала классика — интересно сближенные «вторые» номера Брамса и Брукнера. Как во Втором фортепианном концерте Брамса, так и во Второй симфонии Брукнера — по четыре части со скерцо на втором месте, но сколь различны манеры современников, их понимание романтизма. В Концерте Брамса очаровательной заводью стала тихая медленная часть — подарком оказалось виолончельное соло от концертмейстера Кристины Блаумане, знакомой нам по фестивалю «Возвращение». Сольную партию проникновенно исполнил американский пианист Николас Ангелич. В финале, где драматические краски развеялись, оркестр и рояль заулыбались друг другу, беседуя светло и слегка элегически. Ангелича публика принимала прекрасно, как и Юровского, он же словно стеснялся успеха, а на бис сыграл — прозрачно, искренне — ми бемоль мажорное Интермеццо из опуса 117.
Симфонию Брукнера Юровский исполнил стройно, компактно, сбалансированно, компенсировав внушительный состав струнников удвоенным составом деревянных, а вот в последовании частей прибегнул к оригинальной авторской редакции.
На фоне успеха Юровского и лондонцев не потерялось выступление оркестра Штутгартского радио с их французским шефом Стефаном Деневом. Тот же Брукнер — Четвертая симфония прозвучала тоже очень собранно и с чувством — был сопоставлен здесь с Сибелиусом. Вслед за бодрым «Возвращением Лемминкяйнена» скрипач Николай Цнайдер образцово сыграл Скрипичный концерт и две баховские пьесы на бис.
Фестиваль Ростроповича был полон событий: пять оркестров, восемь концертов, в основном классика — нет сомнений, сегодня это первый оркестровый фестиваль в России.

Раскройте тему
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков