Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Брамс и Бетховен со страшными сближеньями

В двух концертах Госоркестра Владимир Юровский лишал классику XIX века статуса классики, сближая ее с кровоточивыми произведениями ХХ века

Ведомости / Вторник 11 марта 2014
Центральными экспонатами двух программ Юровского и его оркестра стали Немецкий реквием Брамса и Девятая симфония Бетховена. Каждого из этих сочинений хватило бы на целый вечер — однако Юровский добавил к ним другие опусы: соответственно Бернда Алоиза Циммермана и Арнольда Шенберга. Получились две истории — обе о том, как неспокойная душа, презрев условности, обращается к человечеству.
Первая из них была рассказана словно от конца к началу. Немецкий реквием Брамса, сочиненный на тексты из лютеранской библии в отрыве от латинского канона, полон исповедального напряжения, но все-таки утверждает гармонию человека с миром — здешним и горним. Чисто настроенный Госоркестр и Хор Академии хорового искусства, в котором басов и теноров поменяли местами, исполнили партитуру добротно, хотя и напряженно. Сольные партии спели Миа Персон и Дитрих Хеншель. На разогреве ансамбль старинных инструментов Alta capella вместе с тромбонами Госоркестра и небольшим составом хора сыграли два мотета Генриха Шютца — часть немецкой культуры XVII века, на которую ориентировался Брамс.
А в первом отделении прозвучал опус 1970 года с текстами из Ветхого завета и Достоевского вперемежку: катастрофическое мироощущение, в нем выраженное, его автор, Бернд Алоиз Циммерман, подтвердил выстрелом в себя через пять дней после сдачи партитуры заказчику — оргкомитету мюнхенской Олимпиады. «Экклезиастическое действо» — образец тексто-музыкальной композиции. Речами Великого инквизитора и библейского проповедника публику пугали актер Евгений Цыганов, композитор Андрей Семенов (по-русски) и певец Дитрих Хеншель (на языке оригинала). Что касается музыки, то Госоркестр и расставленные по балконам тромбонисты на совесть воплотили ее топорную плакатность (девушка из группы ударных даже получила от маэстро букет), а убойным местом стал финал, где знаковый хорал Баха «С меня хватит» обрывается подобием выстрела.
Вторая программа оказалась смягченным повторением давнего проекта, в котором дирижер Михаэль Гилен исполнил шестиминутную кантату Шенберга «Уцелевший из Варшавы» внутри Девятой симфонии Бетховена — непосредственно перед финалом с «Одой к радости». Юровский дал «Уцелевшего» встык перед началом симфонии: терпкие краски оркестра, интонация чтеца и хор идущих на смерть евреев образовали куда более емкое высказывание, чем шумный опус Циммермана.
Девятая прозвучала в оркестровой редакции Густава Малера — и это была российская премьера! Вариант для большого состава, утяжеленный дублировками и даже дописанными контрапунктами, был прочитан Юровским неожиданно графично, сдержанно и сплошь в деловитых темпах.
Героем обеих программ стал Дитрих Хеншель, исполнивший также и сольную партию баса в Девятой симфонии, и англоязычную строчку чтеца в «Уцелевшем из Варшавы». В артисте будто персонализировался тот совестливый современный человек, в чьем сердце сопрягаются волнения о мире художников прошлого и тревоги сегодняшнего мира.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков