Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

В ознаменование 70-летия снятия блокады в Доме союзов дали концерт-спектакль, в котором прозвучала музыка композиторов-блокадников

Благородное дело погубил синтез искусств

Ведомости / Понедельник 03 февраля 2014
Концерт-спектакль «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни» был организован благотворительным фондом «Классика» на высоком уровне: в зале присутствовали мэр Москвы (в ожидании которого не начинали 20 минут) и внушительная делегация, представители духовенства, аппаратчики, курсанты и — самое главное — ветераны войны. Ваш рецензент встретил в зале немногих коллег-критиков и того меньше меломанов, что жаль: на сцене были лучшие силы страны — Госоркестр имени Светланова под управлением Василия Синайского, Русский хор имени Свешникова, детский Ансамбль песни и пляски имени Локтева, солисты Мариинского театра Злата Булычева и Людмила Дудинова, а также солисты-инструменталисты — не просто скрипач, но ректор Санкт-Петербургской консерватории Михаил Ганварг, не просто пианистка, но член совета при президенте РФ по культуре и искусству Екатерина Мечетина. Бывший советник президента по культуре Юрий Лаптев выступил в двух ипостасях — как солист-баритон и как идеолог-режиссер всего концерта.
Идею Лаптев придумал поистине замечательную: поднять из архивов музыку, написанную в осажденном Ленинграде, звучавшую в те годы или не звучавшую никогда. Петербургские музыковеды (Тамара Сквирская, Лариса Миллер и их коллеги) проделали блестящую работу, отыскав, отобрав и подготовив к исполнению полтора десятка композиций, представляющих самые различные музыкальные жанры — от оперы до массовой песни, от марша до молитвы. На концерте состоялось шесть мировых премьер.
Сквозной нитью в концерте были исполнены фрагменты из оперы Валериана Богданова-Березовского «Ленинградцы», в основе либретто которой — хроника обычной семьи, застигнутой войной. Музыка оперы приподнято-энергичная, искусные гармония и инструментовка порой уступают место лапидарным маршевым ритмам, но есть и экспрессивный эпизод «В бомбоубежище», пронзительностью красок заставляющий вспомнить «Воццека» Берга.
Ряд номеров, вошедших в программу, выдержан в плакатном стиле — как «Клятва наркому» Шостаковича или «Героический партизанский марш» Александра Каменского. Есть более тонкие произведения, в которых звучит тема мести и жестокости, — как песня Валерия Желобинского «Человек склонился над водой» на стихи Суркова. Есть и номера, исполненные оперной выразительности, — как «Героическая ария» Юрия Кочурова.
Многие номера представляли творчество легендарных ленинградских авторов. Орест Евлахов, сочинивший «Ночной патруль», был одним из самых активных организаторов музыкальной жизни в осажденном городе, а после войны воспитал в своем консерваторском классе целую ленинградскую композиторскую школу. Борис Гольц считался кумиром народа, его песни распевались по радио и печатались на открытках (песня «Светит в небе звездочка высоко» по настроению напоминает «Катюшу» Блантера) — но умер композитор от истощения в 28 лет.
Та же участь постигла Юлию Вейсберг (в концерте прозвучали ее детские песни) и Василия Калафати, когда-то дававшего частные уроки Стравинскому. Концерт заканчивался его Торжественным маршем, который был бы уместен в дни победы, но был написан еще суровой зимой 1941 года — такова была вера композитора в победный исход.
Но не обошли составители программы и музыку совсем другого рода — удрученную и скорбную. Цикл фортепианных прелюдий «Песни печали и слез» Бориса Асафьева, напоминающих медлительные пьесы Эрика Сати, мог звучать в те годы хорошо если в узком кругу. Совсем лишена героики и впервые исполненная песня «Может быть, и я умру» того же Асафьева. Его же хор «Святый Боже» мало отличается от типовой православной музыки — но и он стал мировой премьерой.
Относительно известной вещью, исполненной в концерте-спектакле, стала кантата «Киров с нами» Николая Мясковского — в остальном же мы внимали бесценным редкостям.
К сожалению, расслышать их в должной мере подробно возможным не представилось. В желании создать эмоционально выразительный «гезамткунстверк» режиссер несколько перестарался. Одновременно с музыкой всю дорогу шла кинохроника, не всегда совпадавшая по смыслу с содержанием исполняемых произведений. Если звучала песня «Человек склонился над водой», на экране показывали отнюдь не человека, а стоящую на берегу Невы Петропавловскую крепость. В минуты романтической кульминации Скрипичного концерта Богданова-Березовского на экране чинили провода, а под звуки одинокой скрипичной каденции кружился трактор. Кроме того, в создании концерта приняло участие слишком много талантливых людей, которых режиссер не удержал в стремлении одновременно проявить свое искусство на полных сто процентов. Свет Дамира Исмагилова был эффектен, но создавал нещадно шумящий фон. Визуальные эффекты Арсения Эпельбаума с самолетиками, летавшими по потолку Колонного зала, вносили неуместную игривость. Звук Виталия Свердлова, напротив, пугал и вынуждал заткнуть уши: голоса дикторов звучали громче бомбежки и уж точно заглушали симфонический оркестр, пытавшийся в это же время играть редкие страницы только что открытой обществу архивной музыки. Результатом благих намерений все же стал обстоятельный буклет, организованный более продуманно, чем событие, к которому он прилагался.

Место проведения — Колонный зал Дома cоюзов — напоминало не только о советских временах, но и о Фестивале оркестров мира, который проходил здесь же в 2000-е годы и был придуман тем же Юрием Лаптевым в бытность его советником президента по культуре.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков