Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Детская премьера в Большом: Учебник гармонии

Малолетних слушателей научат определять инструменты по «Путеводителю» Бриттена и объяснят, как подружиться с миром, разыграв оперу Равеля «Дитя и волшебство»

Ведомости / Вторник 22 января 2013
Большой театр похож на вечно занятого дедушку, которому негде взять времени для внуков, — но если уж он вспоминает о них, то одаривает с неожиданной щедростью. После балета «Мойдодыр» театр без передышки выпустил и целый оперно-симфонический спектакль. В обоих случаях опорой послужила детская классика ХХ века: там — Корней Чуковский, тут — Бриттен и Равель, давно опробованные на европейских детях.
В течение спектакля в зале идет свой концерт, который смущенные родители стараются унять с переменным успехом. По окончании овация звучит почти нежно — в посильную мощь детских ладошек. Что означает: успех есть, и вполне заслуженный.
Первая часть решена скупо и церемониально (режиссер — Игорь Ушаков): оркестр восседает на сцене, элегантный чтец (артист Илья Ромашко) рассказывает детям про инструменты, столь же элегантный дирижер (Алексей Богорад) на глазах у детей управляет музыкантами, на экране возникают уместные иллюстрации (художник Сергей Тимонин). Исполняются Вариации и фуга на тему Перселла, созданные Бриттеном в качестве «путеводителя по оркестру», — партитура эффектная, по музыке сегодня довольно старомодная, но хорошо приспособленная к образовательной задаче. Для ее лучшего решения, конечно, стоило бы переписать несколько казенный, отягощенный подробностями текст Монтегю Слейтера более живыми словами, но трогать охраняемые законом произведения не полагается.
Вторая — и главная — часть, напротив, являет собой буйное цветение театральной фантазии. Принадлежит она маститому режиссеру, сценографу и художнику по костюмам в одном лице Энтони Макдональду, который поставил оперу Равеля «Дитя и волшебство» со вкусом, юмором и заботой о неподготовленной аудитории. История о том, как непослушный мальчик, в наказание оставленный в своей комнате, вдруг оказывается в сказке с ожившими предметами, запевшими животными и решившими танцевать насекомыми, могла бы случиться всюду и везде. Макдональд намекает на Россию, изображая на занавесе двухэтажный деревянный барак, совсем не депрессивный, но излучающий привычку к крепкому морозцу. В комнате у мальчика, однако, тепло и обстановка европейская — боксер на стене, ретро-телевизор и никаких современных гаджетов. Комната внезапно увеличивается в разы, боксер превращается в чайник на ножках, из телевизора вылезает учитель математики, похожий на Эйнштейна, детский хор изображает живые цифры, огонь, выпорхнувший из камина, разливается колоратурным сопрано, из распахнутой книги выбирается Принцесса — и это только начало встреч, которые провидение уготовило мальчику в этот день.
Продолжение следует в саду, где разворачивается дефиле с цирковыми, оперными и балетными персонажами (хореограф Люси Бурдж). Дерево жалуется на раны, которые мальчик нанес ему перочинным ножом, у прочих к нему свои счеты. Известный недостаток оригинального либретто Габриэль Коллетт чувствуется и в постановке: мальчик, хоть и подвижный, в действии, по сути, не участвует. Он, наравне с детьми в зале, вынужден быть лишь зрителем этого изобретательного дивертисмента. Единственный поступок главному герою удается совершить в финале, когда он перевязывает лапку пострадавшей белке, — но именно за этот поступок хор представителей природы решает простить ему прежние грехи.
Так детям рассказывают сюжет об обретении гармонии человека с миром: финальные примирения, венцом которых становится объятие с мамой, разыграны по-голливудски сентиментально. Это не противоречит установкам Равеля, в чьей партитуре виртуозно сочетаются американские ритмы и французская утонченность. Дирижер Александр Соловьев ведет оркестр и певцов филигранно, заботясь о балансе в непростых акустических условиях Новой сцены Большого.
Что главное — премьера стала праздником вокального и актерского ансамбля молодых сил театра. Главную партию спели Алина Яровая и Юлия Мазурова, в других чередуются Александра Кадурина, Ульяна Алексюк, Наталья Дмитриевская, Александра Кубас-Крук и прочие молодые таланты, на фоне которых Ксения Вязникова или Николай Казанский кажутся асами, не говоря уже об Андрее Григорьеве: эталонный Князь Елецкий из «старого Большого» вышел в уморительной роли Кота.
Ради понятности текст перевели на русский, но понятности заметно не прибавилось. Это минус, который отчасти компенсируется тем, что замысел и пафос спектакля все равно считываются ясно, без помех. Спектакль хороший, детей вести стоит.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков