Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

«Дон Жуан» из «Ла Скала» в Большом театре: Опера привезла зеркала

В спектакле Роберта Карсена отражен зрительный зал

Ведомости / Понедельник 10 сентября 2012
Режиссер Роберт Карсен не из тех, кто выискивает в классических операх злободневную тематику, но и не сторонник музейного подхода. Он эстет и психолог, его спектакли полны театральных размышлений о самом театре. «Дон Жуан», чья премьера прошла в Милане в конце прошлого года, — Карсен в квадрате, он впрямую посвящен театру «Ла Скала», который изображен на занавесах и кулисах, отражен в громадных зеркалах.
Москве явился некий гибрид, поскольку бесконечная перспектива на заднике изображала убранство «Ла Скала», а в гигантском вибрирующем зеркале отразился Большой театр с царской ложей, откуда и пропела свой роковой прогноз статуя Командора. Не все в спектакле Карсена, сделанном им вместе с художником Майклом Ливайном, так же сильно, как эти две находки. Бесконечные выгородки, которые так и эдак переставляют рабочие сцены, быстро надоедают. В больших оперных театрах, к каковым относятся и «Ла Скала», и Большой, «четвертую стену» (ту, что между сценой и залом) разрушают редко, но все же и в выходах персонажей в зал нет особой режиссерской новости. Театр в театре — прием весьма избитый. Обнаженных статисток мы на сцене Большого тоже уже видели.
Интригу, конечно, можно было обнаружить в режиссерской трактовке сюжета: в финале главный герой валится в геенну, чтобы благополучно найтись на прежнем месте через несколько минут, между тем в преисподнюю опускаются все прочие ни в чем неповинные персонажи. Но, по совести говоря, иного и не ждешь, замечая, как любуется режиссер Дон Жуаном, видя в нем воплощение свободы, творческого духа, искренности и бесстрашия.
Лучшее, что есть в миланском спектакле, — сам Дон Жуан в исполнении шведского певца Петера Маттеи. Эдакий персонаж Висконти, аристократ вне морали, он чарует стройной фигурой, безупречными повадками и мягким, звучным баритоном. Открытием для москвичей стала и Мария Бенгтссон, тоже шведка, спевшая Донну Анну полным и мягким звуком (впрочем, колоратуры — не ее конек). Слегка разочаровала Доротея Решман (Донна Эльвира), чья вокальная работа оказалась клочковатой и несовершенной. Джузеппе Фильяноти (Дон Оттавио) спел ровно, но неинтересно. Прекрасный уровень показали Анна Прохазка (Церлина), Александр Цимбалюк (Командор) и Адриан Сампетреан (Лепорелло), кому не хватило лишь звучного низа. А Костас Сморигинас (Мазетто) порадовал еще и стилистическими изысками: как тонко он, человек из народа, спародировал Дон Жуана, спев трель на старинный манер.
В целом вокальный ансамбль, руководимый Даниэлем Баренбоймом, звучал стройно: маэстро всячески старался сбалансировать звук в чужой для артистов акустике Большого и приглушал оркестр, заставляя даже тромбоны играть страшно, но тихо. Удивили несколько откровенных расползаний оркестра с певцами, когда дирижер не ловил их инициатив. Однако в целом Моцарт в Большом театре звучал изумительно, и большое достоинство спектакля Роберта Карсена, что он не стал этому помехой.
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков