Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Израильский филармонический оркестр в Москве: Радости в гостях у протокола

Концерт чуть было не утонул в официальных речах, но дирижер Зубин Мета и его оркестранты все-таки вдохнули в него жизнь

Ведомости / Понедельник 21 мая 2012
Концерт был посвящен двадцатилетию восстановления дипломатических отношений между Россией и Израилем и набит под завязку протоколом, конферансом и посторонними акциями, вплоть до анекдотических. Так, во втором отделении Зубин Мета на глазах у публики стал почетным членом Российской академии художеств: от имени Зураба Церетели и его коллег на дирижера были надеты лента, мантия и колпак. Ко всему на свете привыкший, Мета только пошутил, что обычно разделяет премии и звания со своими музыкантами, а тут не знает, что и делать, — он только попросил разрешения сходить за кулисы, чтобы снять священные одежды перед исполнением Седьмой симфонии Бетховена.
Жертвой многословия стали бисы. В начале концерта меломаны предвкушали удовольствие, слыша, как кларнетист Евгений Егудин разминается сольной темой из увертюры Вебера «Оберон», но в итоге увертюра так и не прозвучала: Зубин Мета, видя, как затягивается концерт, еще в антракте решил, что бисов не будет. Два сольных биса, впрочем, сыграл Денис Мацуев в конце первого отделения — Прелюдию Рахманинова соль диез минор и фантазию Григория Гинзбурга на тему из «Севильского цирюльника», блеснув удалью в россыпи пассажей.
Официальная афиша оригинальностью не блистала: увертюра«Эгмонт» и Седьмая симфония Бетховена, а между ними — Первый концерт Чайковского с Мацуевым-солистом. Но играли хорошо. Израильский филармонический — коллектив очень слаженный, о чем мы знаем еще по предыдущим гастролям, а Зубин Мета, руководящий им сорок четыре года, способен продирижировать всю музыку мира, не глядя в партитуру. Мацуев был в ударе, а за аккомпанемент ему беспокоиться не пришлось: Мета вел оркестр за молодым партнером как опытный игрок — гибко, смакуя диалог, поддавая жару и выкладывая очаровательные тонкости как на ладошке. Запомнился момент в первой части концерта, когда Мацуев после бурных арпеджий посадил смачный бас — у оркестра была пауза, но Мета все же подчеркнул этот бас жестом для общего удовольствия, словно ущипнув низкую струну (ведь начинал карьеру как контрабасист).
Способность получать удовольствие от музыки, которую играешь в стопиццотый раз, — видовая черта больших дирижеров. Израильский филармонический оркестр это удовольствие явно разделял. Седьмую симфонию Бетховена провели, словно гарцуя на толстых ногах, — но совсем не по-немецки, ни по штрихам, ни по звуку. Брали Бетховена звучно и жарко, удвоив валторны, — но с приятными тонкостями у солистов на деревянных. К концу вечера в Концертном зале Чайковского установилась атмосфера дружбы и общей радости — так что, можно сказать, и политически концерт удался, пострадал один Оберон.
Космополит, даром что индус, Зубин Мета вчера дирижирует в России за Италию (вспомним Дни итальянской культуры), сегодня за Израиль. В Италии пока нет, а в Израиле его сделали пожизненным дирижером — где такое видано? Но стабильность, видимо, ценят везде. Это когда-то оркестр создавали среди суровых кибуцев, веря лишь в прекрасное завтра. Теперь оркестр и народ его обрели. Наша страна и наш народ тоже. Золотая классика в здоровом организме — она нас и сближает.
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков