Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Опера «Война и мир» Прокофьева: Портрет человечества

Многофигурное полотно Прокофьева прекрасно легло на возможности труппы Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко

Ведомости / Четверг 29 марта 2012
В юбилейном году какой-нибудь российский театр должен был взять знамя и поставить знаковую русскую оперу про 1812 год. В Мариинском театре в недавнюю эпоху и так уже выпустили две постановки «Войны и мира», последней из них стал державный спектакль Андрея Кончаловского, совпавший с победной чеченской кампанией и началом новой эпохи (2000). В Большом театре сыграли прискорбно неудавшийся камерный вариант (2005). Теперь же оперу Прокофьева поставили в том театре, где состоялась ее московская премьера в 1957 году, — Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Поставили очень объективно — режиссер Александр Титель не позволил себе заметного произвола в интерпретации, художник по костюмам Ольга Поликарпова одела героев в соответствии со сложившейся иконографией (заметное исключение — Кутузов без повязки на глазу), сценограф Владимир Арефьев поместил действие в условное белое пространство, в котором простор мирных сцен контрастирует со сдавленностью и теснотой военных. Оркестр под управлением Феликса Коробова исполнил музыку Прокофьева с почтением к оригиналу — хоть и с купюрами. Хор, усиленный Концертно-театральной капеллой Москвы, на совесть озвучил монументальные звуковые фрески. В общем, театр на Большой Дмитровке оперу Прокофьева, что называется, потянул и справился с ней более чем достойно.
И не просто достойно. Когда речь заходит о великих произведениях русской музыки, да еще написанных по великим произведениям великой русской литературы, никуда не деться от главных смыслов — что существенного открывает нам эта постановка. Многое. В ней есть все, что есть в опере. Патриотический пафос выражен торжественно и с сокровенной лирической глубиной, на арию Кутузова в исполнении Дмитрия Ульянова зал реагирует благодарными аплодисментами, солдатские песни поются с душой, любая привольная тема в оркестровых басах достигает сердца. Любовная коллизия тоже разыграна отчетливо, мир Наташи — ее исполняет грациозная и звонкая Наталья Петрожицкая — трогает и покоряет. Но главное, пожалуй, в другом: Прокофьеву удалось зачерпнуть в романе Толстого и, не разлив, донести до нас человеческое богатство и разнообразие жизни. Каждый из полусотни героев оперы — живой человек и пусть маленькая, но уникальная роль. Именно это богатство и пришлось впору труппе театра.
Оперу исполняет около полусотни певцов. Все они — штатные солисты театра, которые в других спектаклях поют ведущие партии. Выход Вячеслава Войнаровского в роли повара Наполеона — крохотный спектакль в спектакле. Французский доктор Метивье, поющий пару реплик, — объемный образ, потому что выходит в нем Евгений Поликанин. Роль Платона Каратаева всего ничего — но исполняет ее записной Вертер Сергей Балашов. Старый князь Болконский отыгрывает всего одну характерную сцену — но это Леонид Зимненко. Благородный капитан Рамбаль — не эпизодический персонаж, а целая биография — благодаря шарму и осанке Дмитрия Степановича.
Главные персонажи тоже один под стать другому. Молодой Дмитрий Зуев в роли Андрея Болконского щеголяет разочарованным баритоном и ослепительной улыбкой. Так же красиво звучит и баритон Наполеона — его поет Арсен Согомонян. На фоне карикатурных Анатоля (Антон Иванов) и Элен (Елена Максимова) воплощением мужской чувственности предстает Долохов: Роман Улыбин, как всегда, неотразим. А Денис Макаров (граф Ростов), а Наталья Владимирская (Ахросимова), а Лариса Андреева (Соня) — каждый кладет в бульон свою щепотку. Едва ли не единственный артист, имеющий статус приглашенного, — Николай Ерохин, но и он здесь уже как свой: его Пьер Безухов, толстый, пылкий и восторженный, точно сошел со страниц Толстого.
Современная театральная практика приводит все больше доводов против системы репертуарного театра. «Война и мир» в Театре Станиславского — серьезный довод за. Да, труппа этого театра может спеть не каждую оперу, требующую набора если не звезд, то узких специалистов по тому или иному стилю. Но никакая контрактная труппа не сможет так исполнить многофигурную русскую оперу.
Дом Станиславского и Немировича-Данченко вывел к нам в обличье героев «Войны и мира» свое достояние — труппу, хранящую старый театральный секрет: как средствами сыгранного ансамбля сотворить портрет человечества.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков