Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Концерт Чечилии Бартоли пройдет в Москве: колдовство интонацией

Итальянское меццо-сопрано исполнит музыку, написанную для кастратов, – в программе арии из опер эпохи барокко

Ведомости / Четверг 15 марта 2012
Тот, кто полгода хранил билет на выступление Чечилии Бартоли, получит награду за верность: певица возвращает публике концерты, отмененные в октябре из-за ларингита. Один концерт пройдет в Москве, другой — в Казани, где Бартоли еще не выступала. В Москве она четвертый раз. Если в 2001 году, когда она появилась впервые, ее знали только меломаны, то теперь она и у нас коммерческая суперзвезда, затмить которую способна разве что Анна Нетребко.
Повсеместный успех Чечилии Бартоли приобрел в последние годы настолько сильный привкус поп-индустрии, что многие почитатели старинной музыки от нее отвернулись. В самом деле, исчез отблеск альтернативности, которым всегда дорожило аутентичное исполнительство. Между тем в своем искусстве Бартоли ничего не потеряла, все сильные и слабые стороны ее мастерства при ней.
Сильных, разумеется, больше. Это прежде всего феноменальное техническое мастерство, с которым она исполняет колоратуры и фиоритуры. Это огромный диапазон, позволяющий ей исполнять партии, написанные и для меццо-сопрано, которым она по природе является, и для сопрано. Это редкая артистическая одаренность, способность наделять героинь (или героев) всеми оттенками страстности, которых требует эстетика барокко, или забавной характерностью, необходимой в опере-буффа, или отрешенностью, свойственной героиням оперы бельканто. Это, наконец, доверительная простота безо всякой претензии на элитарность, с которой певица держится на публике.
Но и слабые стороны тоже весьма существенны. Сам по себе тембр голоса Бартоли не слишком красив, а главное — голос ее уж слишком мал. Это создает проблему для выступлений Бартоли в крупных те рах и концертных залах, а Большой зал консерватории именно таков. Лучше подходят ей небольшие залы (но проводить в них гастроли нет коммерческого смысла), а уж особенно цветет искусство Бартоли на компакт-дисках.
В Москве Бартоли споет с цюрихским оркестром La Scintilla (в отличие от Казани, где пройдет камерная программа под рояль) арии со своего альбома Sacrificium. Альбом очень эффектный, получивший Grammy. Он посвящен искусству кастратов: в названии диска обыгрывается именно та жертва, которую мальчики приносили искусству, мечтая достичь в нем высот. Немногим это удалось, как знаменитым Фаринелли и Кафарелли: их репертуар и взят в альбом Бартоли. Музыка, написанная для кастратов — арии из опер эпохи барокко, — в аннотации к альбому аттестуется как самая сложная из когда-либо написанной для человеческого голоса. Итальянские композиторы Порпора, Кальдара, Арайя (кстати, автор первой оперы на русском языке), Лео, Винчи, Броски (брат кастрата Фаринелли), Джакомелли, а также работавшие для итальянских театров Гендель и Граун смогли перещеголять один другого в виртуозных сложностях. Виртуозность, недоступная обычному человеку, а достигнутая в результате насилия над человеческой природой, призвана открывать мир аффектов высшего порядка, в котором и заключена суть поэтики барокко. Быстрые и лихие арии чередуются с медленными и тягучими, приводящими в транс, — здесь певцу положено колдовать интонацией и вокальными нюансами.
Колдовать Бартоли умеет: спеть так, что перед глазами возникает сцена, характер, история. С репертуаром кастратов, однако, сложнее. Во-первых, они все равно звучали иначе. Во-вторых, проект задуман как театр в театре: Бартоли изображает кастрата, изображающего героя. Тут и начинается тонкая ложь, мешающая расценить программу Sacrificium как подлинное достижение. Чтобы не замечать ее, лучше выкинуть из головы кастратов, жертвоприношение и прочую рекламную ахинею — а воспринять предстоящий концерт просто как очередной комплект брючных ролей очень талантливой артистки.
24 марта, Большой зал консерватории, ул. Б.Никитская, 13, тел. 232 53 53
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков