Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Фестиваль камерной музыки «Возвращение»: На пятнадцатом году существования — по-филармонически

Фестиваль «Возвращение» вырос в статусе — теперь он мероприятие Московской филармонии. Но все так же не обходится без Гундяя, Штрудзебляйхера и червяка Пуу

Ведомости / Вторник 10 января 2012
Кто это такие, никто не знает, но уже пятнадцатый год благодарности им или им подобным украшают последнюю страницу обстоятельно составленного фестивального буклета. Прошло пятнадцать лет с тех пор, как Роман Минц, Дмитрий Булгаков и их однокашники по школе-десятилетке имени Гнесиных основали свое славное дело, а здоровый дух подростковой придури все так же благотворно овевает высокие штудии заметно повзрослевшей компании.
Традиционный январский фестиваль камерной музыки с участием лучших музыкантов молодого поколения, всегда собирающий аншлаги, государство доселе поддерживать ленилось, однако на пятнадцатый год отрадный сдвиг все же случился: благодаря филармонии фестиваль переехал из Рахманиновского зала консерватории в более вместительный Малый зал. Все прочее осталось как было, и главное — принципы.
С первого фестиваля заведено: каждая программа имеет заявленную литературную тему, к которой подверстывается все содержание концерта. В этом году темы такие: «Песни о родинах» — патриотизм в творчестве композиторов разных стран, от России до США,«Чайковский» — только это вовсе не произведения Чайковского, а их отражения в музыке других композиторов или музыка, повлиявшая на его творчество, Salon — музыка, написанная для домашнего или салонного исполнения. Под эту тему вообще-то подойдет что угодно, ведь почти вся камерная музыка классического времени создана для исполнения в званом кругу — будь то аристократов, бюргеров или богемы. На объединение программы сработал скорее другой фестивальный принцип: старые плюс новые. Вместе с постоянными участниками фестиваля на сцену вышли фестивальные дебютанты — пианистка Мария Эшпай, сопрано София Фомина, скрипачки Кристина Торощина и Алина Ибрагимова. Биография последней идеально иллюстрирует саму идею фестиваля «Возвращение»: училась все в той же Гнесинке-десятилетке, за высшим образованием уехала в Европу, там снискала серьезный успех — журнал Gramophone номинировал ее на премию, а совсем недавно начала выступать и в Москве.
Центральным номером программы стало фортепианное трио опус 70 Бетховена «Призрак», которое сыграла как раз Ибрагимова, а с ней — виолончелистка Кристина Блаумане и пианист Александр Кобрин, тертые «возвращенцы». Исполнение такого внутреннего согласия не назовешь иначе, как идеальным: как будто это трио сыгрывалось годами. Особенно захватила визионерская медленная часть, Largo, в мрачных тонах с колдовскими трелями и диссонансами в басах: как считают историки, за ним маячит неосуществленный Бетховеном замысел оперы «Макбет».
Второй план присутствовал и в других номерах программы. В одних явно — как Фантазия для механического органа Моцарта в Фантазии для двух роялей Бузони (Екатерина Апекишева и Яков Кацнельсон), в других опосредованно — как Колыбельная Чайковского в Баркароле Рахманинова (Михаил Мордвинов) или как стихи Ленау в бессловесных «Песнях тростника» Августа Клугхардта(Дмитрий Булгаков, Юлия Дейнека и Екатерина Апекишева). Откровенно двойственную природу обнаружил и заключительный номер программы — Императорский вальс Иоганна Штрауса, обработанный Арнольдом Шенбергом для камерного ансамбля. Семь музыкантов во главе с Романом Минцем сыграли прекрасно известную музыку короля вальсов, в которой вместо оркестрового полнозвучия явилась сухая линеарная фактура. Так гравюра передает живописную картину, так скелет напоминает о живом теле. Этим праздником, заставившим поежиться, закончился концерт — но фестиваль продолжается.
10 и 14 января, Малый зал консерватории
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков