Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

«Хроника мировой оперы»: самая полная русская оперная энциклопедия издана на DVD

«Хроника мировой оперы» — капитальная энциклопедия жанра: 400 опер за 400 лет с тысячей видео- и аудиопримеров. Только половина труда занимает четыре DVDЪR:

Ведомости / Вторник 27 декабря 2011
Новый комплект дисков для нашего компьютера — электронная версия бумажного издания, вышедшего в 2005 г. Теперь его купить невозможно, но и счастливые его обладатели будут рады приобрести видеоверсию.
Из многочисленных энциклопедий и справочников, посвященных опере, труд екатеринбургского музыковеда Михаила Мугинштейна — самый масштабный на русском языке. Автор объял необъятное: опер у него не 100, как обычно, а целых 400. Первый том охватывает два с половиной века: от первой сохранившейся оперы флорентийского кружка — «Эвридики» Пери — до «Лоэнгрина» Вагнера и «Стиффелио» Верди, выпущенных в 1850 г. Второй том еще в работе: он охватит следующие полтора века и будет еще больше, поскольку в него войдут все великие оперы второй половины XIX века, которые в основном и идут в театрах мира, а также весь ХХ век.
Но дело не только в количестве: автор совместил, кажется, все возможные ракурсы, в которых можно рассматривать оперу. Есть любители популярных арий, есть знатоки, есть ценители вокала, поклонники великих дирижеров, есть театралы, которым важнее всего режиссерские интерпретации. Мугинштейн систематично объединяет все это в целое, доказывая, что история композиторской мысли, вокала, театра и актуальных эстетик — одна история.
На видеодисках, как и в бумажном варианте, приводятся выходные данные каждой оперы, пересказывается ее либретто, даются сжатые комментарии, прослеживается история постановок, аудио- и видеозаписей. Кроме того, есть особый отдел — великие исполнители, куда входят не только певцы и дирижеры, но и режиссеры, и сценографы, — и в этом разделе автор уже охватил и XX век.
Но на видеодисках есть и то, чего в книге, разумеется, быть не могло, — тысяча видео- и аудиопримеров. Сегодня, правда, мы легко можем находить оперные записи в интернете. Но подбор, сделанный Мугинштейном, и здесь предлагает энциклопедическую картину.
И вот что в ней интересно: старому лучше всего идет новое, а новому — старое. Оперы эпохи барокко особенно выгодно воспринимаются в современном исполнении — аутентичное музицирование, как правило, придает их звучанию свежесть, кураж и упругий ритм, а постмодернистские постановочные решения — остраненность взгляда и богатство рефлексии. Тогда как оперы XIX века, более привычные, расцветают именно в исполнении артистов старой школы, им к лицу винтажный хрип грампластинок и стиль постановок, близкий старой живописи, гравюре и архитектурной фантазии.
Известный недостаток видеоверсии — в ней сохраняется излишняя плотность изложения материала, объяснимая в книге, где всегда мало печатного места. Аббревиатуры вроде С или Б в компьютере легко развернулись бы в«сопрано» и «бас». Но важнее, что с дисков звучат эти голоса — от Ивана Ершова и Федора Шаляпина до Эдиты Груберовой и Анны Нетребко. А еще важнее — что из сборища фактов, цифр и цитат бьют ключом пламенный темперамент и субъективизм автора. Его академический труд — увлекательная экскурсия.
Хроника мировой оперы. 1600-2000. Том I. Екатеринбург, 2010
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков