Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Опера «Сказки Гофмана» в Мариинском театре: Василий Бархатов вывел на сцену шизофреника, но не поэта

В Мариинском театре поставили оперу Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана». Спектакль режиссера Василия Бархатова вполне отражает шизофрению, овладевшую заглавным героем

Ведомости / Среда 28 декабря 2011
Художник Зиновий Марголин придумал декорацию не столько к«Сказкам Гофмана», сколько к «Тени» Андерсена. Первый план — уставленное пустыми бутылками жилище поэта, в глубине — верхний этаж дома через улицу, крыша, мансарды, трубы, небо. Там обитает прекрасная незнакомка, предмет вожделений Гофмана, — а может быть, она лишь греза, симптом «белочки». В финале морок рассеивается, на окнах напротив — Sale(продается). Что стало непреднамеренным девизом этого театрального продукта. Но продается плохо — ко второму антракту зал изрядно опустел.
Режиссер Василий Бархатов уверяет, что «Сказки Гофмана» — его репертуарное предложение и выношенный лирический замысел. Спектакль оставляет прямо противоположное впечатление: будто зачем-то понадобилось апгрейдить в афише эту оперу (11 лет назад ее уже ставила Марта Доминго) и призвали проверенного Бархатова. Он здесь чего только не делал: от Яначека до Родиона Щедрина и от Верди до композитора Смелкова. Что ж еще и Оффенбаха не анимировать?
Не в значении «одушевить», а придумать оживляж. В прологе у Гофмана учиняется пьянка: хор разновозрастных буршей выкидывает руки с кружками в сильную долю. Как-то после спектаклей Дмитрия Чернякова, где каждому хористу придумана индивидуальность и проработана отдельная линия поведения, уже и неприлично разводить неряшливую мизансценическую оперно-рутинную ерунду.
Но прежде домой возвращается сам Гофман — в дымину пьяный, его поджидают Никлаус и Линдорф. Они бодро надевают части туалета, которые Гофман срывает с себя, и предаются совместному распитию спиртосодержащих смесей. Что бы это значило? Есть театральная присказка: «Ты что тут играешь? — Ну, я вспоминаю: два года назад… — Это надо писать в программке». Так вот, оказывается, Никлаус не поэт, друг Гофмана, а Линдорф никакой не советник, но «в воспаленном сознании Гофмана оживают два его альтер эго». Так написано в программке — со сцены режиссерский текст не считывается.
Дальнейшее происходит в алкогольном или шизофреническом делирии. Первый акт — история куклы Олимпии, в которую влюбляется Гофман. Прохиндеи Спаланцани и Коппелиус мастерят компьютерную красотку, Гофмана опутывают датчиками, надевают 3D-очки и отправляют в виртуальную реальность(знаменитую арию озвучивает участвующая в розыгрыше певица). Идея на первый взгляд эффектная, но не на второй: прием, трюк, изобретение длятся столько, сколько надо, чтобы ты все понял, или меньше. Если дольше — становится скучно.
Вторым актом (их порядок варьируется, поскольку композитор умер, не закончив оперу) поставили сюжет с Антонией, девушкой, которую убивает ее собственное пение. Злодейский доктор Миракль и Креспель, папаша Антонии, тягомотно препираются насчет ее таинственной болезни, Миракль вешает на гигантское решетчатое окно рентгеновские снимки. Флюорографические маневры перетекают в явление матери Антонии: не портрет оживает (как в либретто), а окно уплывает вверх, открыв оркестр и певицу на фоне алой маркизы. Миракль, став дирижером, соблазняет жертву видениями оперной славы, которую отчего-то олицетворяет в том числе балетная пара.
Оставшийся акт, где Гофман влюбляется в куртизанку Джульетту, происходит не в Венеции, а у него дома под Рождество. Гости нарядились персонажами«Щелкунчика» и прочих сочинений Эрнста Теодора Амадея. Согласно все тому же буклету, «в беспокойном сознании Гофмана перемешиваются явь и вымысел» — остается верить на слово, поскольку разобраться в варящейся на сцене пестрой каше нет решительно никакой возможности.
Оффенбах предполагал, что всех героинь и всех злодеев будут петь одна певица и один певец. Певец-универсал сыскался — Ильдар Абдразаков пел отменно. Суперпевицы не обнаружилось, роли раздали нескольким исполнительницам, объединив их одинаковыми рыжими париками. С партиями они справились. Как и тенор Сергей Семишкур — Гофман. И даже можно было поверить, что он алкоголик. Что поэт — ни за что.
Не раз в Мариинском театре изумительный оркестр Валерия Гергиева заставлял забыть про сцену и слушать только его. В «Сказках Гофмана» не случилось и этого.
Санкт-Петербург
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков