Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Победа над безвременьем

Шесть лет, что мы провели в неизвестности и дурных предчувствиях, миновали. Теперь о них можно забыть: Большой театр отреставрирован, и это сделано прекрасно

Ведомости / Пятница 30 декабря 2011
Произошло то, во что почти никто не верил: вся вертикаль, причастная к реставрации Большого, сработала с честью и блеском. Власть приняла точные решения, бизнес вовремя и правильно включился, а рядовые солдаты стройки — строители и реставраторы — совершили дело, которое впору назвать подвигом.
На карте стояло национальное достояние: Большой театр мог просто-напросто рухнуть — и это стало бы национальным позором. В редких случаях наши сограждане, кем бы они ни были, умеют уловить важный сигнал и сплотиться.
Большой спасли, Большому отдали всю душу и профессию. Он стал еще лучше, чем был до реконструкции, гораздо лучше. По коридорам фойе ходишь, затаив дыхание, любуясь кропотливо, вручную, по миллиметру воссозданной красотой. Но главное — Большой теперь прекрасно звучит. Вероятно, так же прекрасно, как в середине XIX века, во времена архитектора Кавоса. Из-под партера и оркестровой ямы убрали все лишнее, что мешало залу резонировать, подобно огромной скрипке. Деревянные стены заговорили друг с другом музыкой, льющейся со сцены.
Сцена же оказалась устроена по последнему слову сценической техники. Балетным под ноги накатывают ортопедический пол. А декорации теперь могут полностью меняться в считанные минуты. Невидимая зрителю часть театра — грандиозный комбайн или компьютер. Новейшая техника ведет себя бесшумно и безотказно, целиком поставив себя на службу старинному искусству.
Парадокс в том, что специалисты по плитке, тканям, акустическим панелям и подъемно-опускным механизмам делали свою высокоточную работу в интересах будущих творцов — режиссеров и сценографов. Но при этом они задали творцам непомерно высокую планку. Ясно, что теперь на этой сцене нужно делать только что-то особенное — а не то, что можно делать и на прочих сценах страны. Взаимосвязь истории и современности в отреставрированном Большом предъявлена на столь безусловном уровне, что возникло ощущение победы над безвременьем. Зритель или экскурсант, пришедший ныне в Большой, чувствует себя причастным к великой истории и вместе с тем — человеком гордого сегодня. Художнику же, навстречу которому Большой сегодня распахнул объятия, напротив, стало невероятно сложно. Потому что подобная высота мышления теперь требуется и от него.
Художник не вправе не знать и не помнить всего, что происходило на этой сцене сто пятьдесят лет назад. Но он не вправе забывать и про день сегодняшний. Сцена Большого открывает нам сквозную перспективу, светлый тоннель, в котором прошлое и современность летят навстречу друг другу. Субъективное сознание художника обречено в этом тоннеле неприкаянно метаться — до тех пор, пока не уловит его высокий закон. Тогда мы и увидим тот театр, ради которого страна сотворила этот редкостный подвиг.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков