Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

«Гибель богов» Вагнера в Латвийской национальной опере: боги гибли в бане

В Латвийской национальной опере не просто осилили «Гибель богов», но сделали по этой сложнейшей опере Вагнера спектакль, полный саспенса и юмора

Ведомости / Четверг 01 декабря 2011
Чайковский писал: «Все эти Вотаны, Брунгильды, Фрики и т. д. так невозможны, так нечеловечны, так трудно принимать в них живое участие…» И правда: неизвестно, что сложней — поднять эту пятичасовую вокально-симфоническую махину или понять и дать почувствовать нам, кто такие эти персонажи запутанного и напыщенного сюжета и что меж ними происходит.
В Риге удалось и то и другое. Дирижирует молодой многообещающий немец Корнелиус Мейстер — весьма достойно. Интернациональный состав певцов высокопрофессионально озвучивает голосоломные партии. Но и актерски все работают отменно.
Зигфрид (Ларс Клевеман) и Брунгильда (превосходная Кэтрин Фостер) обитают в бревенчатой комнате, выступающей из тьмы, она заботливо жарит ему яичницу, лампы заботливо освещают кусты конопли в ящиках на приступочке (сценография Иевы Юрьяне). Она пишет спреем «Make love, not war» на простыне, на которой только что, судя по мизансцене, как раз делали эту самую любовь. Дальше простыня с пасификом становится знаменем и саваном Брунгильды — логично: она ведь и хочет прекратить мировой раздор из-за рокового кольца нибелунга, вернув его дочерям Рейна. При следующем появлении этого жилища трава уже посушена, пучками висит по стенам, Брунгильда умиротворяет себя и заодно воинственную сестру-валькирию Вальтрауту добрым косяком. Зигфрид тоже является к Гибихунгам явно в измененном состоянии сознания: чем еще объяснить его счастливую невосприимчивость к заварившимся вокруг козням?
Зал Гибихунгов обтянут стегаными кроваво-розовыми панелями, люстры и бра с оленьими рогами, гигантское ложе, на котором эта семейка занимается сексом втроем: Хаген наедине с Гудруной, а в ее присутствии — с Гунтером, она же расточает разогревающие ласки обоим. Опять-таки логично: Гунтер и Гудруна, согласно либретто Вагнера, родные брат и сестра, Хаген — их сводный брат по матери, да и вообще «Кольцо» в том числе история перекрестных совокуплений всех со всеми (к примеру, Брунгильда доводится Зигфриду теткой по отцу).
Сыграно убедительно и бесстрашно. Гунтер — Маркус Юпитер — мужик размера XXXL, самоотверженно покрасился в пергидрольного блондина, вдел серьгу в ухо и в обтягивающих трусах, а то и голый трясет своими безразмерными телесами. Хаген — Йохан Шинклер — бритоголовый брутальный самец с бешеной харизмой. Гудруна — Элизабет Стрид — манерная ломака в сексапильной комбинации. То, что Вагнер и Фассбиндер растут из одной и той же немецкой культуры, — мысль не новая, однако новые мысли на свете вообще редкость, а вот облечь мысль в живую театральную плоть, да притом не насилуя произведение, но, наоборот, многое в нем открывая, — это и есть настоящая режиссура.
Одно из открытий режиссера Виестурса Кайришса: третий акт происходит в бане, Хаген закалывает Зигфрида шампуром (на мангале коптятся сосиски — вы прежде думали, как мангал похож на погребальный костер?), полуголая толпа закалывает Хагена, из народной массы проклевывается новый национальный лидер, и под оркестровый финал (с темой любви Зиглинды из третьего акта «Валькирии») хор беззвучно поет гимн этого тоталитарного государства.
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков