Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Воздушная защита

«Алтынчеч» Назиба Жиганова, сыгранная Татарским симфоническим оркестром под управлением Александра Сладковского, пришла из тех времен, когда ехать в Казань за татарской оперой было в порядке вещей

Ведомости / Четверг 15 сентября 2011
Постановка с участием студентов консерватории шла на режимном объекте — Пушечном дворе Казанского кремля. Справа — Волга, позади — Казанка, двухъярусной сценой — белокаменная стена с деревянной галереей. Пожилые и молодежь, жмурясь от солнца, аплодировали героям, особенно Джику-мергену (Филюс Кагиров ): все-таки лирический тенор. А детвора сравнивала звонкое сопрано Алтынчеч (Айгуль Хайри) с голосами собственных мам: «И моя так поет».
Оперный open air, проведенный в рамках новорожденного фестиваля «Казанская осень», — претензия на народное признание в республике, давшей оркестру грант в 120 млн руб. На аудиенции у президента Рустама Минниханова 46-летнему дирижеру петербургской выучки Александру Сладковскому дали задание: чтобы Татарский симфонический стал как «Ак барс». Для региона, принимающего в 2013 г. Универсиаду, похвальная внятность приоритетов.
«Алтынчеч» («Золотоволосая») увидела свет 24 июня 1941 г. в Казани на сцене Русского драматического театра имени Качалова, так как Театра оперы и балета еще не было (его строили пленные немцы). В музыке Жиганова — недавнего выпускника Московской консерватории, — да и в либретто Мусы Джалиля (к слову, завлита Татарской оперной студии при той же консерватории), оказалось достаточно настроений, чтобы распознать не только гуманные смыслы, но и страхи людей предвоенного времени.
Младенец Джик-мерген, праздник рождения которого в прологе (29-летний композитор был отцом маленькой Светы) омрачен нашествием войска Колахана, спасается в лодке, плывущей по Волге, что корзинка с Моисеем — по Нилу. Выросший в лесу и вспоенный молоком барса, наш Парсифаль спасает Алтынчеч от преследований Колахана; обретает любовь и семью; наконец, становится предводителем рода-племени. В музыке, как на витрине, сверкают сопрановые колоратуры, лейтмотивы. Партитура прямо-таки сочится благородством восточной лирики (привет хану Кончаку). Но где надо, окрашена трагизмом не хуже Шостаковича. А какие мелодии! Вот уж свое, родное, закаленное спорами с уважаемым столичным профессором Генрихом Литинским.
Божественные длинноты первой редакции оказались утрачены, сыграли сокращенную версию 1994 г. Из музыки исчез белый крылатый конь — спаситель героев, буквально в два маха пролетели златоперые птицы, ослепившие врагов. Зато никуда не делась изнанка этих чудо-образов: конечно, оборонное авиастроение. В 1940-1941 гг. правда жизни так и лезла в любую — даже татарскую — сказку. В то время ни Жиганов, ни Джалиль не догадывались, что станут называться родоначальниками татарской академической культуры. Теперь, когда имя первого носит Казанская консерватория, а имя второго — Театр оперы и балета, их опера «Алтынчеч» кажется ни много ни мало шедевром. Увы, шедевром сказочно далекой и почти невосстановимой культуры, о которой в эпоху глобализации почему-то принято говорить с ухмылкой.

Классик
В эти же дни казанский Театр оперы и балета обращается к другой опере Назиба Жиганова – «Муса Джалиль». Премьера новой постановки пройдет 19 сентября.
Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков