Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Цирк де Амадей

В петербургском театре «Зазеркалье» оперу Моцарта «Волшебная флейта» поставили в жанре цирковой фантазии

Ведомости / Четверг 26 мая 2011
Мудрец Зарастро машет своим нагрудным золотым диском — и как бы его отблесками на стенах зала начинают крутиться огромные световые квазимасонские символы. Памина смотрит, натурально, «Гарри Поттера», вдруг вместо бойкой жизни Хогвартса является Зарастро — сначала на вставленном в декорацию овальном экране, а потом и наяву — и умыкает Памину. Царица ночи, обнаружив пропажу дочки, делает пассы в оркестровую яму — точно как магистр Йода в «Звездных войнах» из болота тащил беге… тьфу, пропасть, космолет. Троица дам Царицы по очереди приходят на помощь хозяйке, и наконец вчетвером им удается поднять из ямы оркестр. Магическая манипуляция затеяна, дабы вырвать у флейтиста его рабочий инструмент — тот самый, что впоследствии вручат Тамино.
Все это (и много чего еще) успевает произойти на одной только увертюре. И дальше постановщик Александр Петров не дает продыху, щедро нашпиговав каждую минуту действия своими придумками. Главная из которых — дело происходит в цирке. Художник Владимир Фирер расписал задник и кулисы многозначительными каббалистическими знаками, создающими свойственную цирку пестроту, посреди сцены — куб, стены которого образованы занавесками. Если куб стоит, а еще по бокам лестницы, получается форганг в обрамлении ступеней, если же его крутить — выходит «кабинет» для фокуса с исчезновением и появлением людей. Оратор и жрецы храма Озириса — само собой, шпрехшталмейстер и униформисты. Еще один фокус — проекция неподвижного портрета Памины, который во время арии Тамино Dies Bildnis ist bezaubernd schön оживает — оммаж все тому же «Гарри Поттеру». Царица ночи во второй арии, где она побуждает дочь убить Зарастро, не просто вручает ей кинжал, а устраивает аттракцион с метанием ножей в злополучную Памину, да еще и стреляет в нее с завязанными глазами. Папагено с Папагеной, мечтая о будущих детишках, жонглируют яйцами, потом Папагено проделывает известный клоунский гэг с опрокидываем корзины, где яйца привязаны веревочками. В последних испытаниях Тамино и Памины — огнем и водой — во все зеркало сцены разгораются видеопожары и разливаются видеоводопады.
В этом сезоне театр вернулся в свое здание после капремонта, в процессе которого сцену начинили всякой хитрой световой и проекционной аппаратурой, подъемником в оркестровой яме и т. п. Чтобы разгуляться во весь ассортимент новых технических возможностей, «Волшебная флейта» — зингшпиль со страшным змеем, летающими мальчиками, превращением старухи в молодку, колдовскими музыкальными инструментами и прочими чудесами — подходит как нельзя лучше. «Зазеркалье» — театр детский, и Петров поставил спектакль для детей, сознательно игнорируя традицию вчитывать в эту оперу всякие политические, философские, трагические и прочие смыслы. Имеет право: в конце концов, если б Моцарт и его либреттист Шиканедер не были масонами, музыка-то осталась бы той же самой.
Музыка в этом сочно придуманном и смачно сыгранном спектакле оказалась самым слабым компонентом. Оркестр под управлением Аркадия Штейнлухта заставил усомниться, что это те же люди, что подняли здесь сложнейшие «Итальянку в Алжире» и «Золушку» Россини. Во «Флейте» занята сплошь молодежь труппы, и, увы, разве что Памину можно признать спетой партией, к тому же Виолетта Лукьяненко в этой роли прелестно выглядит и обаятельно существует. Однако на премьере браво кричали всем и после каждой арии, что доказывает: «Зазеркалье» находится в полном контакте со своим зрителем.

Моцартизация
Следующей премьерой «Зазеркалья» объявлена опера Моцарта Cosi fan tutte, режиссер Александр Петров, дирижер Павел Бубельников. Уже в июле – концертное исполнение.
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков