Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Сложно о простом

В Александринском театре режиссер Андрей Могучий дал детям и взрослым урок современного театрального языка

Ведомости / Понедельник 28 марта 2011
Полгода афиши анонсировали спектакль «Синяя птица», за три дня до премьеры название сменилось на «Счастье» «по мотивам». Что соответствует действительности: от знаменитой символистской феерии Мориса Метерлинка (1908) остались разве что мотивы. Дети отправляются в Страну воспоминаний, где живут мертвые, Ночи служит Кошка, Время выпускает в мир новорожденных и еще некоторые сюжетные детали. Пьесу Могучий и его постоянный соратник Константин Филиппов написали заново.
Сюжет ее таков: мама Тильтиля и Митиль на сносях, в новогоднюю ночь команда гротескных реаниматологов на картонной «скорой помощи» везет ее рожать, Митиль, ревнуя, заявляет, что не хочет братика, — и мать отказывается от своей птицы (сиречь души) в его пользу. Приходится предпринять путешествие за пресловутой птицей. Которое, разумеется, роман взросления.
В том числе — взросления самого режиссера. Поначалу все в клоунских масках: очки, нос, уши, лица не видать. Папа (Сергей Паршин) еще и в трехметровом бочкообразном костюме. Кошка летает на тросе. Души предметов являются в виде силуэтов-видеочеловечков: скажем, душа люстры пляшет на ее рожках. Видеоарта вообще много: с его помощью совершаются путешествия в разные уголки параллельной реальности. Ездят гигантские куклы: условные мальчик и девочка; такие же, как у них, громадные головы надевают живые актеры. Вообще человек тут, как заведено у Могучего, — марионетка, знак, визуальный объект наравне с прочими динамичными элементами, которыми художник Александр Шишкин загромоздил огромную сценическую коробку Александринского театра. Вся эта пестрая воздушная кукуруза обильно сдобрена увлекательной музыкой Александра Маноцкова, ее играет живой квинтет и поют все участники.
Но с самого начала эстетика Могучего опирается на мощную актерскую традицию старейшей русской труппы. Выходят восемь слепцов в черных костюмах, в программке они названы «Души забытых вещей». Одна из забытых вещей — сочная, прекрасно артикулированная речь, точность и выразительность жеста: их заслуженно-народная гвардия ветеранов демонстрирует вполне. Как и пятерка бабушек-прабабушек во главе с главной местной героиней 70-х Галиной Карелиной. А один из главных героев-любовников — Николай Мартон, в последние годы неожиданно представший в спектаклях Могучего и Валерия Фокина как острохарактерный актер, играет дедушку, мешая буффонные краски с берущим за сердце лиризмом: когда он встречается с умершей женой.
Потихоньку маски с лиц сползают, и вот в третьем акте Митиль — Янина Лакоба добирается наконец до Царицы Ночи. Лакоба играет эту сцену поразительно. Современная некрасивая угловатая девчонка ведет комический торг: возьмите, мол, за птицу плейер и кроссовки — он обрывается отчаянным решением отдать в обмен единственное, что имеет настоящую ценность в этом мире, — собственную птицу. Огромные глаза актрисы распахиваются, кажется, во все зеркало сцены, она, не переставая быть смешной и нелепой, становится прекрасной — у нас на виду, в режиме online происходит возмужание души…
Тут чувствуешь: правильно переименовали спектакль.

Режиссерское «Сколково»
По замыслу худрука Александринки Валерия Фокина строящаяся сейчас Малая сцена с невероятными техническими возможностями должна стать лабораторией новой режиссуры. Возглавит ее как раз Андрей Могучий.

Современные русские композиторы: Александр Маноцков
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков