Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Дьявол в юбке

Во время «Фауст-программы» прозвучит музыка разных композиторов — от Ференца Листа до Андрея Семенова

Ведомости-Пятница / Четверг 10 декабря 2009
Концерты, программа которых объединена некоей литературной темой, у нас почему-то проходят только днем и для детей. Концерты, назначенные на вечер и адресованные взрослым, обходятся, как правило, набором неявно связанных произведений. Дирижер Владимир Юровский не побоялся сломать эту традицию, полагая, что и мы не побоимся 13-го числа на ночь глядя выслушать несколько страшных сказок про доктора Фауста.
Благодаря творению Гете Фауст стал одним из главных героев и даже символов европейской культуры — с ним соотносил себя каждый мало-мальски романтически настроенный художник. Однако придумал Фауста не Гете. За двести лет до него, в конце XVI века, в Германии появилась «Народная книга о Фаусте», где история про жулика, занимавшегося черной магией и водившего дружбу с дьяволом, рассказывалась простым языком и содержала недвусмысленную христианскую мораль. Главным в программе станет произведение Альфреда Шнитке, которое написано по этой самой книге и называется «История доктора Иоганна Фауста».
Предки Шнитке были родом из Германии — они переехали в Россию при Екатерине Второй и привезли с собой дух той культуры, в которой жил народный Фауст. Композитор, получается, припал к собственным истокам, но при этом осовременил сюжет более чем откровенно. Шнитке был одним из немногих мастеров высокой музыки, кто увлеченно работал со стихией пошлости. Именно в ней он видел выражение дьявольского начала, именно этим она его притягивала. Замысел Шнитке состоял в том, чтобы роль Дьявола, поющего в микрофон развратное танго, исполнила бы Алла Пугачева — артистка, обладающая редким талантом задевать в людях низменные, животные струны. Однако Пугачева, будучи человеком умным, сообразила, что ее собираются использовать, и петь Дьявола тактично отказалась. Но теперь, кто бы его ни пел, подразумевается Пугачева. Пела Лариса Долина, пела оперная артистка Раиса Котова и многие другие. В проектах была даже Нина Хаген. В предстоящем концерте Дьявола споет сценически очень яркая немецкая певица Урсула Хессе фон ден Штайнен, поющая все на свете, от «Кармен» до «Воццека». Новость от Владимира Юровского состоит в том, что мы услышим не саму кантату, а фрагменты оперы, которую Шнитке написал на склоне лет для Гамбургского театра. Впрочем, третий акт оперы почти повторяет кантату и даже роль рассказчика, как в барочных Пассионах, в ней сохранена.
Гетевский Фауст все же предстанет в концерте — в виде Увертюры, которую сочинил к этой драме Рихард Вагнер. Это его раннее, очень романтическое произведение, слегка напоминающее Фантастическую симфонию Берлиоза с ее пляшущими ведьмами. В отличие от Вагнера Ференц Лист изобразил в своем Мефисто-вальсе эпизод из «Фауста» Ленау, где Мефистофель околдовывает Фауста игрой на скрипочке. Прозвучит и симфонический отрывок из незаконченной оперы Ферруччо Бузони «Доктор Фауст», которую автор писал на собственное либретто.
Никто бы не удивился, если бы в той же программе Юровский исполнил фрагменты из таких опер, как «Фауст» Гуно или «Мефистофель» Бойто. Однако маэстро предпочел поставить в финал оперу «Фауст в аду», принадлежащую современному композитору Андрею Семенову. Она входит в цикл «27 опер Андрея Семенова» и длится шесть минут. Либретто принадлежит Пушкину, который в «Набросках к замыслу о Фаусте» скрестил «Фауста» Гете с «Адом» Данте и разом спародировал то и другое. Роль Вергилия, сопровождающего Фауста в ад, играет Мефистофель, петь Мефистофеля собирается Вячеслав Войнаровский. В музыке Семенова изображаются огнь геенны и карточная баталия чертей, а концовка напоминает финал 15-й симфонии Шостаковича, где Смерть закрывает занавес, постукивая костями. Напоследок все-таки о приятном — играть будет Российский национальный оркестр, что обещает качество и удовольствие.
13 декабря, Концертный зал им. Чайковского, Триумфальная пл., 4/31, тел. 232 53 53

По замыслу автора роль Дьявола, поющего в микрофон развратное танго, должна была исполнять Алла Пугачева

Современные русские композиторы: Андрей Семенов, Альфред Шнитке
Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков