Театральная критикаПраздник НептунаСборная солистов из разных стран исполнит оперу про запутавшегося царя КритаВедомости-Пятница / Четверг 03 декабря 2009 Оперу «Идоменей, царь Критский» Моцарт написал в 24 года. Он тогда впервые разлучился с отцом: отец остался в Зальцбурге, а сын поехал в Мюнхен, чтобы сочинять оперу «с примеркой» на конкретных певцов. В «Идоменее» тоже описывается разлука отца с сыном. Только здесь критский царь Идоменей уплыл в поход, а его прекрасный сын Идамант остался на острове. По пути назад Идоменей попадает в бурю и, дабы сохранить жизнь себе и экипажу, обещает Нептуну принести в жертву первого, кто встретится ему на берегу. Первым встречает его, естественно, любимый сын. И это лишь завязка. Метаниям Идоменея посвящены три акта. Он раскаивается, что дал Нептуну необдуманную клятву. Он решает обмануть Нептуна и услать сына на другой остров. Но как его услать, если не морем? Нептун не дает кораблю отойти, хуже того, он насылает на критян страшное морское чудовище, которое начинает планомерно поедать остров. Тут Идоменей уже согласен на все и предлагает в жертву самого себя вместо сына. А Нептун требует сына. Как обещали. Нептун, впрочем, в опере не поет. Но, как утверждает дирижер Николаус Арнонкур, он говорит голосом оркестра, начиная прямо с увертюры. И это «убедительнейший пример музыкальной речи без слов». Действительно, «Идоменей» написан в жанре итальянской opera seria, который сложился еще в эпоху барокко с его системой выражения в музыке немузыкальных смыслов — Моцарт же прибавил к этому свой 24-летний гений. А вот Идоменей поет выразительнейшим тенором с руладами. Нам в Москве его партию исполнит восходящая звезда, хорват Крешимир Шпицер. Мюнхенцам же в 1781 году пел знаменитый немецкий тенор Антон Раафф. В свои 60 c лишним лет он знал о вокале и о том, какие должны быть арии, несравненно больше Моцарта. В письмах к отцу Моцарт подробно описывает свои с Рааффом творческие стычки. Суть их в том, что Моцарт стремился создать драму средствами музыки, и красивое пение для этой цели не всегда подходило. Развязку драмы пересказать невозможно, не упомянув о прекрасной Илии, пленнице-троянке, любящей молодого Идаманта. Именно ее жертвенность умилостивляет Нептуна, в результате чего Крит танцует и поет, коронуя Идаманта на царство вместо запутавшегося, но тем не менее счастливого Идоменея. Накал спадает, и в памяти остается только феноменальной красоты и изобретательности музыка. Исполнят ее оркестр и хор Musica Viva под управлением Александра Рудина. Как всегда ради концертного исполнения приглашена сборная солистов. Идаманта споет британка Сара Кэстл, Илию — латышка Инга Кална, ее соперницу Электру — датчанка Генриетта Бонде-Хансен. Три часа волнений на Крите пролетят незаметно. 5 декабря, Концертный зал Чайковского, Триумфальная пл., 4/31, тел. 232 53 53 |