Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Страстно и пристрастно, но не слепо

Публикация балетного архива Михаила Ларионова — это роскошный альбом с научными комментариями и дизайнерскими излишествами

Ведомости / Четверг 03 декабря 2009
Большая книга с велеречивым названием «История “Русского балета”, реальная и фантастическая, в рисунках, мемуарах и фотографиях из архива Михаила Ларионова» вышла в серии «Первая публикация». Чтобы попасть в нее, надо выиграть конкурс, в котором музеи предлагают свои еще не опубликованные архивы, а потом в издательской программе «Интерроса» этот материал превращается в роскошный — крупный формат, три сорта прекрасной бумаги, вольготно расположенные иллюстрации — альбом. Малогабаритных и бедных книг издательская группа не выпускает, равняясь на тех, у кого в личной библиотеке много свободного места.
Отсюда некоторая особенность, если не странность, серии — музейные интересы соединяются с издательским пафосом и архивная публикация для знатоков превращается в книгу — «лучший подарок» с пояснениями для еще не просвещенного читателя.
Михаил Ларионов представлен в этой книге, публикующей материалы из архива Третьяковской галереи, не как большой художник, ключевая фигура нашего искусства ХХ в., а как коллекционер-балетоман и предвзятый биограф великого русского антрепренера Сергея Дягилева и его «Русского балета».
Ларионов не только работал для дягилевских спектаклей, но много лет писал книгу о Дягилеве, его балете, истории и природе танца. Писал страстно, явно ревнуя своего героя к другим художникам, для которых доброго слова не находил.
В книге несколько ученых статей, в том числе и историка балета Евгении Суриц, давшей подробный обзор зарубежной жизни русского балета. Но веришь не объективному ученому изложению фактов, а страстному Ларионову. Главный текст издания — фрагменты его книги о Дягилеве — это густая смесь воспоминаний и размышлений, лирических зарисовок и фантазий с глубоко продуманными и четко сформулированными высказываниями о том, что спектакли «Русского балета» дали балету, музыке (Ларионов уверен: дягилевские балеты помогли публике понять новую музыку ХХ в.) и театрально-декорационному искусству. Процесс писания явно давался художнику с трудом, но каждое слово у него взвешенно, неслучайно, небанально и сказано с глубоким чувством. Он очень любил Дягилева, но не идеализировал его.
Незаурядна и коллекция собранных Ларионовым балетных фотографий. Все снимки избыточно выразительны (так сейчас уже не снимают), и кажется, что дают полное представление о легендарном обаянии и артистической роскоши дягилевских спектаклей. Фотографий очень много, но смотреть их легко — все герои в движении, в «позе», а макет книги подчеркивает эту динамику. Ну и конечно, главная драгоценность — рисунки Ларионова, легкие, виртуозные, ироничные. Так что как альбом это издание состоялось, дизайн книги превосходный, хотя местами избыточный. И дело даже не в неразумно взметнувшемся вверх правом угле тома — об удобстве постановки книги на полку кто же задумывался. Просто когда на одной странице очень много необычных приемов, то дизайнерские находки существуют сами по себе, отвлекают внимание. Что даже кажется вычурным, особенно рядом с рисунками Ларионова — лаконичными, легкими, свободными, ничего лишнего.

Ларионов о Дягилеве
«Его творчество оставило глубокий след в искусстве балета. Он происходил из породы великих деспотов и страстных умов, непрочных и цельных, аморальных, или, точнее, не имеющих другой морали, кроме любви к жизни и к искусству, ко всему редкому и прекрасному и любви к их воплощению»
Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков