Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

С оглядкой на старину

Живопись и графика XIX века и музыка от Баха до Шнитке на фестивале «Декабрьские вечера»

Ведомости-Пятница / Пятница 27 ноября 2009
Очередные «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в ГМИИ им. Пушкина посвящены теме «Лики истории в европейском искусстве XIX века». Организаторы задумали показать на примерах экспонатов из Тейт, Лувра, римской Национальной галереи современного искусства, Эрмитажа, Русского музея, Третьяковки и еще десятка европейских и российских музеев, как художники времен Дарвина и Ницше смотрели в прошлое. В том самом XIX веке людям казалось, что ритм жизни достиг безумных высот, все вокруг меняется безостановочно и только минувшее осталось незыблемым. Неудивительно, что в столь динамичное время жанр исторической картины процветал.
«Золотым веком» в XIX столетии не обязательно оказывались совсем далекие времена — Адольф Менцель, к примеру, посвятил много работ эпохе короля Пруссии Фридриха II, прозванного Великим, от которой художника отделяло всего 100 лет. На эскизе, приехавшем из Национальной галереи в Берлине (сама работа пропала в пожаре 1945 года), изображено событие, хорошо знакомое по современной жизни, — самый настоящий круглый стол с участием известных людей. Работа так и называется — «Круглый стол в Сан-Суси», только дело происходит в середине XVIII века — просвещенный монарх собирал в своем дворце философов, дипломатов и военных (за что получил еще одно прозвище — «мыслителя из Сан-Суси»). Среди приглашенных есть и Вольтер, с которым Фридрих еще не рассорился к тому времени.
Жак Луи Давид в самом конце XVIII века и вовсе изображал не подернутое благородной патиной прошлое, а животрепещущую реальность настоящего, ведь история совершалась на глазах: когда разнеслась весть об убийстве Марата, художник торопился на улицу Кордельеров запечатлеть черты погибшего. Вариант знаменитой «Смерти Марата», созданный в мастерской Давида, приедет на выставку из Музея Французской революции в Визиле.
Не размениваясь на сиюминутные эмоции и революционную суету Эрнест Месонье, самый успешный салонный художник XIX века, изображал императора Карла Великого как идеал властного и справедливого правителя, со всей способностью романтического историзма приукрашивать прошлое. Эта работа приедет из Эрмитажа.
Среди прочих экспонатов — библейские эскизы Иванова, ранний эскиз «Последнего дня Помпеи» Брюллова, картины Энгра, Делакруа, Домье, графика Гойи, исторические полотна Сурикова. Из Нижегородского художественного музея приедет работа Михаила Нестерова «Два лада», одна из самых поздних на выставке — она написана в 1905 году и продолжает романтическую линию, обращаясь даже не к истории, а к сказочному сюжету, изложенному в балладе Алексея Толстого. Для Нестерова довольно необычная вещь: среди всех отроков и старцев, тихой молитвы и радости аскезы, наполняющих его полотна, здесь — редкая история сказочно-счастливой любви. В некотором смысле это кульминация линии идеализма в исторической живописи XIX века — на смену героизации вполне земных и часто кровавых персонажей истории приходит изначально непорочный мифологический материал. Впрочем, надвигавшийся XX век готовил художникам все новые поводы уходить от окружающей реальности.
30 ноября — январь 2010, ул. Волхонка, 12, тел. 697 79 98, 697 95 78

В окружении картин

По традиции, к выставке прилагается музыкальная программа. За годы фестиваль, который пройдет уже в 29-й раз, несколько подустал, утратив былую сенсационность и эксклюзивность. Но интеллигентность осталась — и в атмосфере концертов, проходящих в Белом зале музея, где могут усесться три с половиной сотни человек, и в камерном формате программ, и в составе участников.
Фестиваль всегда ограничен центральной темой. Тема этого года — «Музыка и лики истории» — дала составителям программ простор для разного рода исторических экскурсов. Оркестр Pratum Integrum играет музыку из репертуара гамбургской оперы XVIII века. Ансамбль Hesperion XXI — программу «Семь ликов женщины старой Испании». Компания солистов, в которой значатся альтист Роман Балашов, виолончелист Александр Рудин и мастер художественного слова Константин Хабенский, — программу «1812 год», включающую издевательскую «Оду Наполеону» Арнольда Шенберга. Несколько концертов посвящено сопоставлениям эпох. Александр Мельников (фортепиано), Изабель Фауст (скрипка) и Андреас Штайер (клавесин) проведут «Концерт-диалог», посвященный интерпретации Баха композиторами Нового времени. Алексей Гориболь и солисты Мариинского театра предложат сюжет «Художники и властители», в котором проведут линию от Бетховена к Шостаковичу и Десятникову. Марк Пекарский будет руководить исполнением оперы Владимира Тарнопольского «Три грации», написанной на либретто, которое принадлежит композитору XIX века Карлу Марии фон Веберу. А сам художественный руководитель фестиваля Юрий Башмет объединит шедевр Перголези Stabat Mater с концертами Шенберга и Шнитке, написанными с оглядкой на старинные формы.
1-30 декабря
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков