Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Стихи из звуков барабана

«Думая о Хлебникове» — проект, в котором барабанщик Владимир Тарасов предстанет как мультимедийный автор

Ведомости / Понедельник 15 июня 2009
Владимир Тарасов сегодня живет между Литвой и Калифорнией, а приезжая в Россию, много времени проводит в студиях друзей-художников. Он увлекается инсталляциями, работает с Ильей Кабаковым, был замечен в сотрудничестве с поэтами Дмитрием Приговым, Львом Рубинштейном, Тимуром Кибировым. Недавно вернулся из Праги, где вместе с Андреем Битовым представлял Россию на книжной ярмарке. Премьера проекта «Думая о Хлебникове» состоялась в Берлине, а 5 июля он представит его в театре «Школа драматического искусства».
— Что вас привлекает в поэзии Велимира Хлебникова?
— Когда я начал смотреть на поэзию Хлебникова с точки зрения барабанщика, то нашел много общего с перкуссивным искусством. Стихотворение «Кузнечик» — это же абсолютная перкуссия! Хлебников был гениальным барабанщиком. Его язык перекликается с самыми глубинными понятиями о перкуссии. Мне кажется, перкуссия архаически аутентична: это камень о камень.
— И поэзия Хлебникова архаична, вместе с тем она опережала время на десятилетия…
— Его заумь, абстрактная поэзия шли не от смысла слова, а от его звучания, сонористики. Он отталкивался от ритма фонетики, находил медитативно-ритмическое состояние в слове, как в звуке. Мне это чрезвычайно близко.
— Но его поэзия сама по себе музыкальна, иллюстрировать ее реальной музыкой практически невозможно.
— В своем проекте я не иллюстрирую его стихи. Прочитав его стихотворение, я слышу звуки перкуссии. К тому же в этом году исполняется 100 лет итальянскому футуризму. Конечно, помимо Филиппо Томмазо Маринетти были и Гийом Аполлинер, и Курт Швиттерс — многие в то время конструировали слова как бы из звуков барабана. И вот я полушутя-полусерьезно решил вернуть их обратно к барабанам.
— Это импровизация?
— Процентов на сорок. Успешная импровизация — это доскональное знание материала, она должна быть хорошо подготовлена. Чтобы сделать проект по Хлебникову, я перелопатил кучу материала.
— Ваш проект имеет отношение к новому джазу или к новой импровизационной музыке?
— Он ни к чему отношения не имеет — он имеет отношение напрямую ко мне. Я не хочу знать, что такое авангард, что такое новая импровизационная музыка. В чем проблема художника? Он открывает коробочку — а там уже сидит Марсель Дюшан, в другой — Василий Кандинский, в третьей — Игорь Стравинский… Конечно, можно поставить еще один писсуар или написать еще одну «Историю солдата», и многие именно так и поступают. Я же пытаюсь найти ту полочку, которая не занята, и это сложно. Я сделал 11 сольных программ, но этот мой проект совершенно другой. Помимо перкуссии будет визуальный ряд — моя инсталляция; Курт Швиттерс будет читать свое стихотворение в записи 1927 г. Вы назовете это новым джазом?
— Но вы же не будете отрицать свою связь с миром джаза?
— Конечно, я джазовый человек, я очень этому рад и горжусь этим. Лет десять назад я стеснялся об этом говорить, потому что джаз занимался в основном коммерцией, да и сейчас по большому счету остается гламуром. Вот я и говорил, что играю современную камерную музыку. Я счастлив, что мне никогда не приходилось идти на компромиссы. Кому-то нравится, что я делаю, кому-то не нравится — я иду своей дорогой. И все же я не понимаю, что такое новый джаз — а что, есть старый? В свое время джаз, скажем, 1930-х гг. тоже был новым. Разве Арт Тэйтум устарел? Великий Чарли Паркер говорил: «Я уже играю на неделю вперед»…
— А можно ли считать вас человеком Ренессанса? Вы ведь занимаетесь не только музыкальным искусством…
— В каком-то смысле да, но, переключаясь из мира музыкального в мир визуальный, я не ухожу далеко от звука. Я все равно с ним связан. Через некоторое время мне снова хочется играть, я возвращаюсь обратно, но тогда в голове уже рождаются новые, можно сказать визуально-музыкальные, образы. Одно другому помогает.
— Хлебников считал, что эволюция искусства придет «к песне молчания великой». А вот цитата из вашего высказывания: «И в безмолвии тоже есть звук»…
— Научить играть быстро и громко можно любого. Но научить слышать звучание тишины между двумя звуками — это сложнее. Оно там есть, и самое главное — выдержать баланс паузы, чтобы звуки оказались на своем, строго определенном, положенном месте. В этом ощущении музыкального времени все должно быть предельно точно, ничто невозможно сдвинуть даже на микроскопическую долю секунды — вся работа разрушится.
— Каковы теперь ваши планы?
— Я один из участников трио Jones, Jones! — вместе с Марком Дрессером и Ларри Оксом. Пятого июля я играю соло, а 24 сентября — в составе этого трио в том же театре «Школа драматического искусства». А 25 сентября в Манеже у меня открывается выставка в рамках Третьей московской биеннале современного искусства.

Откуда растут
В 1970–1980-е Владимир Тарасов был участником трио ГТЧ (Ганелин – Тарасов – Чекасин). Благодаря Тарасову и его коллегам мир узнал о существовании в СССР джазового авангарда.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков