Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Звук доброты

Фестиваль оркестров мира преподнес Москве прекраснейший подарок — концерт Будапештского фестивального оркестра. Выступавший следом оркестр кельнского радио тоже был хорош

Ведомости / Понедельник 08 июня 2009
Колонный зал Дома Союзов, где идет фестиваль, — место с хорошей акустикой и невытравимо советской атмосферой, увешанное люстрами, одна из которых (что на верхотуре, но никто не знает, какая именно) систематически присоединяет свой скрип к пианиссимо оркестра, а другая (что низко над головой) бренчит, когда оператор, ведя панораму, телебонькает по ней видоискателем. В антракте вместо звонков фойе оглашается темой Чайковского, зычно исполняемой из унитаза. Во время концерта публика считает долгом похлопать между частями. Гастролеры на сцене смущенно улыбаются друг другу.
Никто не относится к этому спокойнее, чем дирижер Иван Фишер, выросший в советской Венгрии. С ним — Будапештский фестивальный оркестр, созданный на излете советских лет и соединивший все лучшее, что было в австро-венгерской музыкальной культуре, социалистическом музыкальном образовании и интеллигентском сознании эпохи тоталитаризма. Сам Иван Фишер на типичного венгра-дирижера (деспот-перфекционист образца Сэлла или Райнера) не похож. Он воплощение мягкости, добросердечия и естественности. С оркестром он — одно целое, выросшее за годы в атмосфере радостного труда и любви к музыке. Игра оркестра — верх совершенства. Идеальная стройность всех и вся не производит впечатления замуштрованности. Все цветут — женщины изящны, мужчины сильны и великодушны, как в народных легендах.
Свойство маленьких и гордых стран — бесконечное уважение интеллигенции к народу. Программа концерта венгров была об этом. Половина ее была посвящена обработкам народных танцев. «Танцы из Галанты» Золтана Кодая (венгерские), «Румынские народные танцы» Белы Бартока — опусы чистые, сдержанно авторские, идеалистические. «Американская сюита» Дворжака — ностальгия командированного по славянским танцам родины. А как Иван Фишер и его музыканты понимают большую форму, стало ясно из исполнения Седьмой симфонии Дворжака. Гордая, искренняя и эффектная партитура сложилась в безупречно выстроенный сюжет, центром которого стала красивейшая медленная часть. На бис сыграли французский (или русский?) танец — Гавот из «Классической симфонии» Прокофьева. Бисы Фишер объявлял по-русски. Вторым стала виртуозная пьеса Эрнста фон Донаньи.
Концерт венгров останется в памяти как одна из лучших гастролей сезона наравне с приездом оркестра Баварского радио с Марисом Янсонсом и кельнских барочников с Петером Нойманом.
Следом на Фестивале оркестров мира выступил и другой хороший коллектив — оркестр Западногерманского радио (WDR) из того же Кельна, возглавляемый дирижером ленинградской школы Семеном Бычковым. Вторая симфония Шумана, не самое вдохновенное его произведение, прошла собранно, но рутинно. А вот Альпийская симфония Рихарда Штрауса была сыграна ярко и даже артистично. Оркестр WDR у нас не впервые, но теперь произвел впечатление не только классом, а и куражом. Могучие картины природы сменялись столь же могучими ницшеанскими метаниями, дирижер требовал неистовств, оркестр огромного состава (пожалуй, все же струнных село маловато) со всеми этими вагнеровскими тубами и даже синтезатором (вместо органа, которого нет в Колонном зале) трудился до седьмого пота и выложился так, что к концу начал немного киксовать. После этого духу хватило только на прозрачную вариацию из «Энигмы» Элгара, да большего никто и не требовал.

Девятые в мире
Будапештский фестивальный оркестр создан в 1983 г. и до 1992 г. собирался только на отдельные проекты. Позже стал регулярным оркестром. В рейтинге оркестров мира журнала Gramophone занимает девятую строчку.
Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков