Театральная критикаПарад-алле до августа«Новый цирк», современный танец и девятичасовая история о голосах на восьмом Чеховском фестивалеВедомости-Пятница / Пятница 22 мая 2009 На следующей неделе в Москве открывается восьмой по счету Международный театральный фестиваль имени Чехова. Его программа расписана до начала августа; в ней двадцать гастрольных спектаклей, от современной оперы из Австралии до традиционного японского кукольного театра «Бунраку». Многие режиссерские имена и названия театров уже знакомы зрителям по программам этого фестиваля последних десяти лет. В центре внимания в этом году оказался отнюдь не драматический театр, а «новый цирк». Несмотря на то что отказ от номеров с животными одно из его негласных правил, в открывающей фестиваль «Баттуте» театра «Зингаро» участвуют более сорока лошадей. Атмосферный фронтДва оркестра расположены друг напротив друга: духовой из Молдавии и струнный из Трансильвании. Выступая попеременно, они подстегивают и ускоряют действие «Баттуты» вплоть до финала, в котором запряженные повозки с героями-цыганами молодоженами, пьянчужками, покойниками проносятся на огромной скорости перед зрителями. Возглавляемый режиссером Бартабасом французский конный театр «Зингаро» приезжает в Москву уже третий раз. Приглашение их «Триптиха» в 2001 году впервые обозначило интерес фестиваля к «новому цирку», в котором (в отличие от обычного) сложение номеров дает не программу, а полноценный художественный спектакль.Истоки «нового цирка» это спектакли дочери Чарли Чаплина Виктории и ее мужа, фокусника Жан-Батиста Тьере, с которыми они ездят по миру с начала 1970-х годов и в которых выступают в качестве мимов, фокусников, акробатов. Вслед за их шоу «Невидимый цирк» на Чеховском покажут «Ораторию Аурелии» шоу, поставленное Викторией Чаплин для их дочери Аурелии Тьере. На другой сцене в это же время можно будет увидеть спектакль их сына, режиссера и акробата Джеймса Тьере «До свидания, зонтик», разыгранный на обвивающих сцену канатах, креслах-качалках и огромных качелях.Настоящее же «нового цирка» «Элуаз» из канадского Монреаля. На прошлом фестивале они играли «Дождь», в котором будто бы абсолютно чуждая цирку поэтика детских воспоминаний была приложена к языку акробатических трюков. «Туман», как и «Дождь», поставил для канадской труппы режиссер Даниэле Финци Паска. Через грехи к бессмертиюМатс Эк начинал в середине 1960-х годов как драматический режиссер. Сегодня во всем мире он известен в первую очередь как хореограф, чьи балеты стоят в одном ряду с работами Уильяма Форсайта и Иржи Килиана. «Игра снов» Стриндберга, поставленная им в стокгольмском театре «Драматен», возможность увидеть его и в том, и в другом качестве. Это драматический спектакль, однако действие то и дело прерывается танцевальными вставками, музыка которых отсылает к сценам из индийских фильмов.Помимо Эка в программе балет Пины Бауш: в отличие от приезжавшей на прошлый фестиваль «Мазурки Фого», ясного и живописного спектакля, сделанного к португальской Expo‘98, «Семь смертных грехов» относятся совсем к другому периоду ее творчества. Поставленный в Театре танца Вупперталь в 1976 году балет с зонгами Вайля и Брехта о двух сестрах Аннах, разыскивающих деньги на строительство дома для их семьи, превратился в отчаянные сцены о проституции и унижении женщины.В самом конце фестиваля театр «Нью Эдвенчерс» покажет «Дориана Грея», последнюю по времени премьеру английского хореографа Мэтью Боурна, чье «Лебединое озеро» и «Пьеса без слов» приезжали в Москву в предыдущие годы. В пересказе используемые им ходы отдать мужчинам партии лебедей или поставить балет по мотивам фильма «Эдвард руки-ножницы» Тима Бертона кажутся не более чем остроумными шутками, в отличие от самих спектаклей, поставленных с необыкновенным умом, вкусом и обаянием. Действие романа Уайльда перенесено в студии и клубы, художник Бэзил превращен в фотографа, Дориан в начинающую модель, а злосчастный портрет в рекламный постер мужского одеколона Immortal. За чертойЧуть в стороне от танцевальной и цирковой программ стоят опера «Навигатор» и спектакль «Липсинк». «Навигатор» написан австралийским композитором Лизой Лим, поставил спектакль австралийский режиссер Барри Коски, много работающий в оперных театрах Австрии и Германии. «Липсинк» канадца Робера Лепажа идет девять часов на четырех языках. Над его литературной основой, помимо самого Лепажа, трудились с десяток авторов. Как объясняет режиссер, эти эпизоды и истории объединяет сквозная тема человеческого голоса: от оперного пения и радиотрансляции до звуковых галлюцинаций. В конце июля и начале августа спектакль можно будет посмотреть целиком за один день или же сходить отдельно на одну из трех частей. 26 мая 2 августа, www.chekhovfest.ru |