Театральная критикаТри недели по странеПасхальный фестиваль Гергиева демонстрация заботы просвещенной власти о народе, алчущем высокой культурыВедомости-Пятница / Пятница 17 апреля 2009 Стихия, в которой Валерий Гергиев чувствует себя привольно, большой зал, большой оркестр, большой концерт и большой фестиваль. И не самый большой театр, каковым является Мариинский. Но уже семь лет, как Гергиев распространил свою вотчину на Москву, всю Россию и даже за ее пределы. Пасхальный фестиваль огромен. В этом году концерты пройдут в 28 городах, от Суздаля до Владивостока и от Еревана до Беломорска, жителям которого доведется наконец-то послушать «Болеро» Равеля в роскошном исполнении настоящего оркестра Мариинского театра. Фестиваль Гергиева не для знатоков и гурманов. Последние вечно будут придираться к тому, что программы играются на живую нитку, что неожиданных интерпретаций ждать не приходится, а оригинальной концепции и вовсе нет. Фестиваль Гергиева демонстрация заботы просвещенной власти о народе, алчущем высокой культуры. И пусть билеты на концерты, проходящие в хороших залах, достаточно дороги, зато имеются и социальная билетная квота, и благотворительная программа, и выступления для студентов, и даже open air концерт на Поклонной горе, который традиционно приходится на последний фестивальный день, совпадающий с Днем Победы. Также традиционно фестиваль открывается в Светлое Христово воскресение, благо осенен покровительством не только города и государства, но и отделенной от последнего церкви. Пасха в этом году ранняя, поэтому и продлится фестиваль долго, целых три недели. За это время Гергиев и его артисты объедут страну, исполняя по пути не только классику, но и произведения Родиона Щедрина, ставшего в последнее время, как говорят на Западе, композитором-резидентом Мариинского театра. В Москве на открытии сыграют его новое сочинение Симфонический диптих, в компании с оперой Стравинского «Соловей» и всеми любимой Второй симфонией Рахманинова. Москву не то чтобы балуют так Анна Нетребко (а она в Пасхальном фестивале участвует) петь будет только в Петербурге. Но в середине фестиваля, 26 апреля, в Москве пройдет типично гергиевский концерт с большими актами из двух великих опер. Все говорят про «Китеж» Римского-Корсакова, что это русский «Парсифаль», а про оперу Вагнера что это немецкий «Китеж». Но только Гергиев вместо слов вооружится палочкой, чтобы сыграть эти произведения рядом. Вместе с Гергиевым в Москве выступят знакомый скрипач Николай Цнайдер (с Концертом Сибелиуса) и новая звезда скрипач Сергей Хачатрян (с Первым концертом Шостаковича). Камерные программы, увы, из Пасхального давно исчезли (за исключением концертов молодых певцов Мариинки), но, видимо, и духу объединяющей соборности исполнительский индивидуализм не очень соответствует. Зато хоровая программа, как всегда, мощна и символично объединяет хоры славянского мира. К ним примыкают, с одной стороны, коллектив «Возрождение» из Южной Осетии, с другой Шяуляйский хор из Литвы, чье участие подчеркивает религиозную толерантность фестиваля и его лидера. Семь лучших хоров соберутся на гала-концерте в зале Чайковского 7 мая. Едва ли не самая красивая музыка, что звучит на Пасхальном колокольный звон. Эта традиция у нас жива, колокола чинят и вешают обратно, а звонарями можно только гордиться. Большой Пасхальный звон грянет 9 мая в 12 часов дня. Первыми зазвонят колокола храма Христа Спасителя, а затем в течение двух часов вереница звонов будет тянуться по Москве, чтобы завершиться на колокольне храма Василия Блаженного на Красной площади. 19 апреля 9 мая http://easterfestival.ru/ И пусть билеты в хорошие залы достаточно дороги, зато имеются и социальная квота, и благотворительная программа |